Из длинного списка номинантов мы отобрали обязательные к просмотру спектакли: на привозные стоит торопиться немедленно, с московскими можно повременить. Впрочем, недолго.
Что привезут
1. «Три сестры»
Театр «Красный факел», Новосибирск, реж. Тимофей Кулябин
Уже известный московскому зрителю Тимофей Кулябин (#сонетышекспира, «Электра» в Театре наций и, разумеется, «Тангейзер») в своих «Трех сестрах» совершил смелую попытку облачить заезженный материал в новую форму — лишив героев (в буквальном смысле) дара речи. Актеры говорят на настоящем языке глухонемых, которому специально обучались в течение года. Оглушающей немотой Кулябин переосмысливает коммуникацию и открывает зрителю парадокс: именно в молчании обнажается истина. Семья Прозоровых, огородившаяся от постороннего мира глухой стеной, — это семья XXI века со всей сопутствующей атрибутикой: залипанием в смартфоны и мерным гудением телевизора. В спектакле Кулябин выключил не только звук, но и пространственные рамки — как в триеровском «Догвилле» границы здесь едва обозначены меловой линией. «Три сестры» — это тонкая психологическая работа со зрителем еще и в том смысле, что на протяжении всего четырехактного действа приходится мириться со своей «нормальностью», а в какие-то моменты и стыдиться ее.
2. «Молодая гвардия»
Театр «Мастерская», Санкт-Петербург, реж. Максим Диденко, Дмитрий Егоров
Мастер пластического театра Максим Диденко отвечает здесь за первую часть («Миф»), схожую по приемам с «Конармией»: соединение экспрессивной слаженной хореографии и вокала. «Миф» — это попытка воссоздания эстетики 40-х: здесь и речь Сталина, и советские песни, и самоотверженное убийство фашиста. Вторую часть («Документ») создавал Дмитрий Егоров — в более сдержанном, но не менее сильном формате — документального театра, основанного на реальных свидетельствах войны. Такой обескураживающе резкий переход от зрелищного балета-оратории к острому, привязанному к серьезным реалиям психологизму, обостряет эффект, по-новому открывая одноименный роман Фадеева.
Где и когда: Театр им. Вл. Маяковского, сцена на Сретенке, 3 и 4 апреля
Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург, реж. Лев Додин
Об этом спектакле нужно знать две вещи. Первое: Лев Додин, оттолкнувшись от шекспировской пьесы, написал свою собственную — о разлагающейся современности. Второе: роль Гамлета доверили главному красавцу телеэкрана Даниле Козловскому. Два часа без антракта Лев Додин размышляет: «Знают ли творящие зло, что они творят зло? Здоровы они или безумны? Может ли безумец сознавать свое безумие? Что движет нашими поступками — желание так поступить или трагическая невозможность поступить иначе? И, может быть, каждый из нас — творя то, что мы творим — по-своему Гамлет? Словом, сегодня загадка великого гуманизма великого Гамлета снова требует если не разгадки — она, по-видимому, невозможна, — то хотя бы еще одной попытки осмысления. Эта история ставит перед нами все новые и новые вопросы».
Где и когда: театр «Мастерская Петра Фоменко», 5 и 6 апреля
4. «Чайка. Эскиз»
Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль, реж. Евгений Марчелли
Прославивший не один провинциальный театр режиссер взялся за знаковый для русской драматургии материал, каких только постановок не повидавший. Тем и опасный: что нового можно придумать за почти вековое существование пьесы? Но у Марчелли получилось: решив спектакль в эстрадном жанре карнавала, он представил на суд публики фарсовое видение богемной тусовки наших дней.
Где и когда: Театр им Вл. Маяковского, 11 апреля
5. «По ту сторону занавеса»
Александринский театр, Санкт-Петербург, реж. Андрий Жолдак
Украинский режиссер Андрий Жолдак вольно обошелся не только с хрестоматийным текстом Чехова, отправив сестер Прозоровых аж в 4015 год, но и пустил зрителя в священное пространство — за линию рампы, рассадив публику прямо на сцене. Видеоарт превращает сцену то в лес, то в космос, у героев выявляются пикантные, совсем нечеховские моменты биографий, а любовные треугольники обретают здесь более сложные формы, однако радикальная версия сутью пьесы не пренебрегает. Казалось бы, в 41 веке сестрам уж точно удастся отбыть «В Москву! В Москву!», но память воскрешенных оказывается сильнее фантастики — меланхолия, отчаяние и безнадежность не покинут Прозоровых даже в космосе.
Где и когда: МХТ им. Чехова, 23 и 24 марта
Что уже идет
6. «Русский роман»
Театр им. Вл. Маяковского, Москва, реж. Миндаугас Карбаускис
Фото: Театр им. Вл. Маяковского
«Русский роман» — результат талантливого тандема режиссера Миндаугаса Карбаускиса и драматурга Марюса Ивашкявичюса, написавшего тонкую пьесу о великом русском — Льве Николаевиче Толстом. Литовский драматург, продемонстрировал умение работать с разными принципами сюжетосложения: пьеса состоит из 12 частей с отголосками, мотивами, а иногда и целыми линиями из произведений Толстого — «Анны Карениной», «Дьявола», «Отца Сергия». В литературную ткань вплетены настоящие биографические факты из жизни писателя. В сущности, это попытка задуматься о зыбкости между воображаемыми и реальными мирами. Наставник в этой путанице из вымысла и жизни — жена Толстого, роль которой досталась блистательной Евгении Симоновой.
Где и когда: Театр им. Вл. Маяковского, 16, 24 февраля, 4, 25 марта
7. «Саша, вынеси мусор»
Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва, реж. Виктор Рыжаков
Фото: Центр им. Вс. Мейерхольда
Виктор Рыжаков поставил антивоенную пьесу украинки Натальи Ворожбит. Сюжет таков: две женщины отговаривают уже погибших на войне мужа и отца идти на новую мобилизацию, призывающую даже мертвых. Абсурд ситуации сгущается огромным количеством бытовых деталей, снижающих градус серьезности важных разговоров, а запахи и шум готовящейся на фоне еды запускают страшный механизм сопричастности. Пронзительный и грустный спектакль о том, что связь с человеком не прекращается даже после смерти.
Где и когда: Центр им. Вс. Мейерхольда, 22 февраля, 22 марта, 4 апреля
8. «Своими словами»
ШДИ, Москва, реж. Дмитрий Крымов
Школа драматического искусства — это настоящий театр художника, в котором допустимый инструментарий от раза к разу все более непредсказуем: на сцене актеры могут что-то усердно вырезать, запутаться в километровом ворохе ленточек, облить друг друга краской и водить за собой трехметровых марионеток. «Своими словами» — это попытка по-детски объяснить взрослые книги — «Евгения Онегина», «Мертвые души». Планируются постановки по чеховскому «Сахалину» и даже «Капиталу» Маркса (на «Маску» номинирован «Онегин»). «Своими словами» — для любителей сильного визуального действия и тех, кто готов к экспериментам и переосмыслению классики.
Где и когда: ШДИ, 7, 8 февраля
«Buro 24/7»