основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


Пресса
30 Января 2017

«Золотая маска — 2017»: гид по лучшим спектаклям

4 февраля в Москве откроется фестиваль «Золотая маска» — знаковое событие театральной России. Ради него можно ненадолго забыть не сходящих с афиш Серебренникова и Богомолова, чтобы увидеть другой, но не менее талантливый театр. Театр городов с незвучными названиями, в которых он существует будто бы не «для», а «вопреки».

Из длинного списка номинантов мы отобрали обязательные к просмотру спектакли: на привозные стоит торопиться немедленно, с московскими можно повременить. Впрочем, недолго.

Что привезут

1. «Три сестры»

Театр «Красный факел», Новосибирск, реж. Тимофей Кулябин


 Фото: Владимир Дмитриев

Уже известный московскому зрителю Тимофей Кулябин (#сонетышекспира, «Электра» в Театре наций и, разумеется, «Тангейзер») в своих «Трех сестрах» совершил смелую попытку облачить заезженный материал в новую форму — лишив героев (в буквальном смысле) дара речи. Актеры говорят на настоящем языке глухонемых, которому специально обучались в течение года. Оглушающей немотой Кулябин переосмысливает коммуникацию и открывает зрителю парадокс: именно в молчании обнажается истина. Семья Прозоровых, огородившаяся от постороннего мира глухой стеной, — это семья XXI века со всей сопутствующей атрибутикой: залипанием в смартфоны и мерным гудением телевизора. В спектакле Кулябин выключил не только звук, но и пространственные рамки — как в триеровском «Догвилле» границы здесь едва обозначены меловой линией. «Три сестры» — это тонкая психологическая работа со зрителем еще и в том смысле, что на протяжении всего четырехактного действа приходится мириться со своей «нормальностью», а в какие-то моменты и стыдиться ее.

Где и когда: Центр им. Вс. Мейерхольда, 16 и 17 апреля

2. «Молодая гвардия»

Театр «Мастерская», Санкт-Петербург, реж. Максим Диденко, Дмитрий Егоров


 Фото: Николай Казаков

Мастер пластического театра Максим Диденко отвечает здесь за первую часть («Миф»), схожую по приемам с «Конармией»: соединение экспрессивной слаженной хореографии и вокала. «Миф» — это попытка воссоздания эстетики 40-х: здесь и речь Сталина, и советские песни, и самоотверженное убийство фашиста. Вторую часть («Документ») создавал Дмитрий Егоров — в более сдержанном, но не менее сильном формате — документального театра, основанного на реальных свидетельствах войны. Такой обескураживающе резкий переход от зрелищного балета-оратории к острому, привязанному к серьезным реалиям психологизму, обостряет эффект, по-новому открывая одноименный роман Фадеева.

Где и когда: Театр им. Вл. Маяковского, сцена на Сретенке, 3 и 4 апреля


3. «Гамлет»

Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург, реж. Лев Додин


 Фото: МДТ — Театр Европы

Об этом спектакле нужно знать две вещи. Первое: Лев Додин, оттолкнувшись от шекспировской пьесы, написал свою собственную — о разлагающейся современности. Второе: роль Гамлета доверили главному красавцу телеэкрана Даниле Козловскому. Два часа без антракта Лев Додин размышляет: «Знают ли творящие зло, что они творят зло? Здоровы они или безумны? Может ли безумец сознавать свое безумие? Что движет нашими поступками — желание так поступить или трагическая невозможность поступить иначе? И, может быть, каждый из нас — творя то, что мы творим — по-своему Гамлет? Словом, сегодня загадка великого гуманизма великого Гамлета снова требует если не разгадки — она, по-видимому, невозможна, — то хотя бы еще одной попытки осмысления. Эта история ставит перед нами все новые и новые вопросы».

Где и когда: театр «Мастерская Петра Фоменко», 5 и 6 апреля


4. «Чайка. Эскиз»

Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль, реж. Евгений Марчелли


 
Фото: Театр им. Федора Волкова

Прославивший не один провинциальный театр режиссер взялся за знаковый для русской драматургии материал, каких только постановок не повидавший. Тем и опасный: что нового можно придумать за почти вековое существование пьесы? Но у Марчелли получилось: решив спектакль в эстрадном жанре карнавала, он представил на суд публики фарсовое видение богемной тусовки наших дней.

Где и когда: Театр им Вл. Маяковского, 11 апреля


5. «По ту сторону занавеса»

Александринский театр, Санкт-Петербург, реж. Андрий Жолдак


 
Фото: Александринский театр

Украинский режиссер Андрий Жолдак вольно обошелся не только с хрестоматийным текстом Чехова, отправив сестер Прозоровых аж в 4015 год, но и пустил зрителя в священное пространство — за линию рампы, рассадив публику прямо на сцене. Видеоарт превращает сцену то в лес, то в космос, у героев выявляются пикантные, совсем нечеховские моменты биографий, а любовные треугольники обретают здесь более сложные формы, однако радикальная версия сутью пьесы не пренебрегает. Казалось бы, в 41 веке сестрам уж точно удастся отбыть «В Москву! В Москву!», но память воскрешенных оказывается сильнее фантастики — меланхолия, отчаяние и безнадежность не покинут Прозоровых даже в космосе.

Где и когда: МХТ им. Чехова, 23 и 24 марта


Что уже идет

6. «Русский роман»

Театр им. Вл. Маяковского, Москва, реж. Миндаугас Карбаускис


Фото: Театр им. Вл. Маяковского

«Русский роман» — результат талантливого тандема режиссера Миндаугаса Карбаускиса и драматурга Марюса Ивашкявичюса, написавшего тонкую пьесу о великом русском — Льве Николаевиче Толстом. Литовский драматург, продемонстрировал умение работать с разными принципами сюжетосложения: пьеса состоит из 12 частей с отголосками, мотивами, а иногда и целыми линиями из произведений Толстого — «Анны Карениной», «Дьявола», «Отца Сергия». В литературную ткань вплетены настоящие биографические факты из жизни писателя. В сущности, это попытка задуматься о зыбкости между воображаемыми и реальными мирами. Наставник в этой путанице из вымысла и жизни — жена Толстого, роль которой досталась блистательной Евгении Симоновой.

Где и когда: Театр им. Вл. Маяковского, 16, 24 февраля, 4, 25 марта

7. «Саша, вынеси мусор»

Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва, реж. Виктор Рыжаков


Фото: Центр им. Вс. Мейерхольда

Виктор Рыжаков поставил антивоенную пьесу украинки Натальи Ворожбит. Сюжет таков: две женщины отговаривают уже погибших на войне мужа и отца идти на новую мобилизацию, призывающую даже мертвых. Абсурд ситуации сгущается огромным количеством бытовых деталей, снижающих градус серьезности важных разговоров, а запахи и шум готовящейся на фоне еды запускают страшный механизм сопричастности. Пронзительный и грустный спектакль о том, что связь с человеком не прекращается даже после смерти.

Где и когда: Центр им. Вс. Мейерхольда, 22 февраля, 22 марта, 4 апреля

8. «Своими словами»

ШДИ, Москва, реж. Дмитрий Крымов 


Фото: ШДИ

Школа драматического искусства — это настоящий театр художника, в котором допустимый инструментарий от раза к разу все более непредсказуем: на сцене актеры могут что-то усердно вырезать, запутаться в километровом ворохе ленточек, облить друг друга краской и водить за собой трехметровых марионеток. «Своими словами» — это попытка по-детски объяснить взрослые книги — «Евгения Онегина», «Мертвые души». Планируются постановки по чеховскому «Сахалину» и даже «Капиталу» Маркса (на «Маску» номинирован «Онегин»). «Своими словами» — для любителей сильного визуального действия и тех, кто готов к экспериментам и переосмыслению классики.

Где и когда: ШДИ, 7, 8 февраля

«Buro 24/7»



Ссылка на источник:  https://www.buro247.ru/culture/theatre/30-jan-2107-zolotaya-maska-2017.html
×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо