основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


Пресса
5 Июня 2019

Жизнь в театре и для театра: Оскарс Паулиньш в лучах света



К редкой театральной премьере в Москве не приложил руку латвийский художник по свету Оскарс Паулиньш. Виртуозной игрой света он покоряет одну сцену за другой

РИГА, 5 июн — Sputnik, Алексей Стефанов. Обычно театральный зритель, отправляясь на спектакль, знает имя режиссера, возможно, обращает внимание на фамилию композитора, но редко замечает, кто работал над пространством, и уж точно не задумывается, кто художник по свету. Между тем от того, как будут играть огни софитов, зависит успех постановки. С художником по свету Оскарсом Паулиньшем я хотел встретиться давно. Его фамилия регулярно появлялась на афишах премьерных спектаклей московских театров – Театра Маяковского, «Геликон-оперы», МХТ им. Чехова, Театра имени Пушкина, «Гоголь-центра», но застать его в России было непросто. Он и в Латвии нарасхват – работает в Латвийском национальном театре, сотрудничает с Рижским русским театром им. Чехова, Новым Рижским театром, Латвийской национальной оперой, Валмиерским драматическим театром, Лиепайским театром, а также играет светом на различных мероприятиях, как внутри помещений, так и на открытом пространстве.

Но на премьере спектакля «Московский хор» режиссера Никиты Кобелева по пьесе Людмилы Петрушевской мы все-таки встретились.

«Я работаю в Риге в Национальном театре и, мне кажется, что Театр Маяковского очень похож на него, поэтому мне приятно работать здесь и очень нравится общаться людьми, которые в нем служат», – сразу же сказал Оскар Паулиньш, когда мы встретились.


В Театре Маяковского он работает уже во второй раз – год назад Паулиньш ставил свет в спектакле «Донжуан» режиссера Анатолия Шульева.

«Работать в «Московском хоре» меня пригласили Никита (Кобелев – ред.) с Моникой (Пормале – художник постановщик в спектакле «Московский хор» – ред.). С Моникой мы работали много раз. Думаю, именно она замолвила за меня слово. А осенью и сам Никита будет работать у нас в театре. Так что сработались мы в Москве, а продолжим сотрудничество в Риге», – улыбается Оскарс Паулиньш.

Он и сам прекрасно понимает, что его работу видят, знают и ценят, в основном, знатоки. «Зритель о свете не задумывается, хотя это одна из важных составляющих действия. Свет – это атмосфера. Художник по свету очень много работает вместе со сценографом, вместе мы помогаем режиссеру построить правильную атмосферу. А иначе спектакль просто не будет работать», – поясняет Оскарс.

Над спектаклем «Московский хор», как признается художник по свету, пришлось работать очень много. Моника Пормале предложила перенести сцену и актеров в зал, а зрителей посадила на сцене. «В большом красивом зале сделать многонаселенную квартиру было непросто. Но, я думаю, у нас все прекрасно получилось», – говорит Паулиньш.


Игра со светом давно стала для Паулиньша не только работой, но и хобби. Оскарсу интересно все, что с этим связано, поэтому он часто берется за эксперименты, принимает участие в ежегодном фестивале света Staro Rīga, который открывает новые грани привычного облика исторического центра столицы.

Выбирать профессию, как другим школьникам, Оскарсу не пришлось. Он еще учился в 10-м классе, когда мама пригласила его работать осветителем в Латвийский национальный театр.

«Она была боссом у осветителей, после уроков я ходил к ней в театр подрабатывать. И сразу понял, какой это удивительный мир, как это интересно – свет, люди, театр. Это очень круто. Конечно, тогда я работал обычным осветителем – принес, унес приборы, проложил провода. Но стоя у сцены, я смотрел и думал, что когда-нибудь сам научусь выставлять свет и это будет очень здорово. Шаг за шагом я этому учился, и сейчас мне это приносит огромное удовольствие», – говорит Паулиньш.

Влияние мамы на выбор профессии было, конечно, сильным, но и отец был рад такому выбору Оскарса. «Папа у меня работает в одной из крупнейших латвийских компаний, которые делают сцены, устанавливают декорации, свет. Так что, можно сказать, это семейный бизне», – смеется художник по свету.

Паулиньш устанавливал свет примерно в двухстах спектаклей. Но свою первую работу хорошо помнит. После учебы на специализированных курсах Санкт-Петербурга и Лондона ему предложил поработать вместе актер и режиссер Валдис Луриньш. Их постановка пережила 150 показов, и только недавно была закрыта. «Помню, было тяжело, я очень волновался, но все получилось и, видимо, неплохо, раз спектакль так долго жил», – отмечает Паулиньш.

Теперь каждая работа Паулиньша в театре начинается с чтения пьесы, просмотра двух полных репетиций. Только после этого у него в голове рождается план, и он вместе с осветителем театра выставляет все приборы и проходит шаг за шагом, проигрывая спектакль в голове.

«Я очень люблю находиться в нулевой позиции и начинать работу с чистого листа. После стольких спектаклей могу сказать точно – я давно живу в театре и для театра», – уверенно говорит Оскарс Паулиньш.

Алексей Стефанов, «Sputnik – Латвия»



Ссылка на источник:  https://lv.sputniknews.ru/culture/20190605/11737005/Oskars-Paulinsh-v-luchakh-sveta.html?fbclid=IwAR0TNaAA7k6sBIW9XwOsReG97wyLDKAsdI5ljs0fvDX7ljQPSGEQi7y5Qx8
×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо