«У меня было несколько отрывков по этой пьесе. Я ее много читал, проникся ею. Мне показалось, что она для меня своевременная. Мне два месяца назад исполнилось 30 лет. Говорят, что это кризис среднего возраста. По сути это для меня самого было некое исцеление. И я думаю, если это меня самого излечило, то может, это в зале тоже кому пригодится», – поделился режиссер постановки Анатолий Шульев.
Пьесу о нас с вами, о нашем времени и о наших проблемах (все именно так – пусть на дворе и 21 век), классика советской драматургии Вампилова, поддержал худрук «Маяковки» Миндаугас Карбаускис.
Основная мысль Вампилова, которую профессионально воплотили на сцене актеры театра Маяковского, в том, что родство людей по духу важнее кровных уз, какими бы они не были – близкими или дальними. А главное достоинство человека – это отзывчивость сердца, а любовь – больше обмана. Зрители знакомы с этой историей по многочисленным постановкам, но больше всего по двухсерийному телевизионному фильму «Старший сын», снятому режиссером Виталием Мельниковым. Роли в картине исполнили Евгений Леонов (Сарафанов), Николай Караченцов (Бусыгин), Нина Егорова (дочь Сарафанова), Михаил Боярский (Сильва). А вот в Театре Маяковского играет молодежь. Но в роли отца Сарафанова – мэтр отечественной сцены и первый красавец советского телевидения Народный артист Игорь Костолевский.
По сюжету студент Бусыгин и его приятель Сильва, провожая новых подружек, опаздывают на последнюю электричку и пытаются найти ночлег под выдуманным предлогом, что один из них – внебрачный сын отца семейства и приехал его навестить. Самозванец входит в мир семьи Сарафановых, и всего за пару дней между ним и домочадцами возникают такие теплые чувства, что их не может разрушить даже вскрывшийся обман.
«Прийти в чужую квартиру, сказать я ваш сын, а потом из этой ситуации вынуть –действительно полюбить этих людей, встретить свою любовь, и, не имея своего отца, обрести чужого человека как отца, и полюбить его как отца, и быть с ним как сын. Мне вот этого и не хватало. Мне как Алексею Дякину нужен был такой материл», –признался актер, сыгравший в премьерном спектакле Бусыгина.
Пьеса о семье, любви и взаимопонимании. У каждого из сидящих в зале есть дом, дети, родители. И каждый понимает, что без них никуда. Но почему-то в жизни все очень сложно. Не всегда можно отличить ложь от правды, любовь от обмана и счастье от беды. Коллектив постановки буквально влюбляет в себя зрителя, «разыгрывая» непростую жизненную ситуацию с присущим профессионализмом и преданностью сцене.
«Для меня эта пьеса о семье, о любви. Для меня семья вообще самое главное, я как раз очень хорошо понимаю, про что играть, про что спектакль. И какую мысль хочется донести. Мой персонаж понимает это только в конце спектакля. Но понимает хотя бы», – говорит о своей работе молодая актриса в третьем поколении Полина Лазарева.
«Старший сын» – срез жизни о взаимоотношениях между родителями и детьми. Придя в театр, зритель получает возможность разобраться в своих собственных отношениях с родственниками, где-то посмеяться вместе с артистами, но главное – простить и понять родного человека. Или хотя бы сказать правду самому себе о своей жизни. История о выходе из кризиса, о поиске гармонии, о том, как чужие становятся близкими, и о вере в добро.
Игорь Костолевский идеально попал в образ музыканта, отца и главы семейства. Внезапно объявившейся старший сын заставляет прожившего жизнь человека задуматься о правильности поступков и необходимостью выбора. Он появляется и в концертном смокинге и в домашнем халате, кажется сильным и беззащитным, поражает доверчивостью и умом. Финал спектакля сыгран на одном дыхании, и каждый зритель старшего поколения узнает в образе Сарафанова, воплощенном Костолевским, себя, свой жизненный путь, свои ошибки и свои поступки.
«Мне кажется, что пьеса Вампилова на все времена. А в наше непростое время она особенно востребована – ведь это история о сострадании, благородстве, чувстве собственного достоинства. Если нам удастся привлечь и заинтересовать зрителей, я был бы очень рад», – сказал о главном народный артист РФ Игорь Костолевский.
Владимир Сабадаш, «Культура двух столиц»
Фото Ильи Золкина