Выпуск №5-205/2018, Лица
Вот уже много десятилетий промелькнуло с той поры, когда я впервые увидела эту актрису в роли Нины Смельской, подруги Негиной в спектакле «Таланты и поклонники» А.Н. Островского , поставленном на сцене Театра им. Вл. Маяковского Марией Осиповной Кнебель и Натальей Алексеевной Зверевой. И по юной неопытности сперва оценила красоту и удивительную женственность, а уже потом, с годами - высочайший профессионализм Галины Александровны Анисимовой , к тому времени уже 17 лет служившей этой прославленной сцене. Ученицы легендарной Цецилии Мансуровой, получившей счастливую возможность помножить полученные в Щукинском училище навыки на школу Николая Охлопкова.
Как точно писала в одной из своих статей тонкий и требовательный критик Вера Максимова, Мансурова «учила быть женщиной. В актерском деле учила смелости и яркости, непредсказуемости, умению выходить за рамки обыденного... максимализму многомерного мастерства, свободе творческого существования во всем диапазоне жанров...» А для Охлопкова «было все важно - как актриса выглядит не только на сцене, но и в быту, причесана ли, со вкусом ли одета, как держится, какие у нее духи. Мансурова учила, как быть в театре и в жизни женщиной, он - как женщину в себе сохранить».
И все сказанное - о Галине Анисимовой, вот уже 65 лет живущей на одной единственной своей сцене по законам Учителей, которых она помнит благодарно и радостно.
Наверное, именно это, перечисленное критиком, и многое не перечисленное, дало возможность Галине Анисимовой легко, почти незаметно, перейти из амплуа героини (ей довелось играть Офелию не только в спектакле Охлопкова, но и с Гамлетом - Полом Скофилдом на телевидении!), с которого весьма успешно начиналась ее жизнь в театре, на характерные роли, где актриса блистала, покоряя зал уже самой непривычностью сочетания: яркая внешность, красивый, мелодичный голос и - комичность, порой и фарсовость, доходящая до гротеска сценического существования. А этого, как представляется, Галина Анисимова никогда не боялась, пройдя Щукинскую школу, но и не педалировала, «подавая» свою героиню зрителям тонко, иронично, мельчайшими деталями.
За 65 лет сыграно было так много, что и не перечислишь: ведь даже маленькие, почти эпизодические свои роли, некоторые из которых были ею самой сочинены, Галина Анисимова умела всегда наполнить таким внутренним содержанием, что невозможно было не подчиниться создаваемому ею характеру, любуясь, наслаждаясь, испытывая то счастье, которое разливается в душе, когда видишь Настоящее, Неподдельное.
Что уж говорить о больших ролях! Это каждый раз становилось событием. Не слишком избалованная критиками, Галина Анисимова была и осталась навсегда кумиром зрителей, восторженно принимавших ее возрождавшуюся к жизни Женщину, Калугину в «Сослуживцах» и гротесковую доносчицу Веру Сергеевну в «Энергичный людях» ; красавицу Тамару, для которой не существует ничего запретного, в «Проводах белых ночей» и артистку до мозга костей Смельскую в «Талантах и поклонниках»; горничную Авдотью в «Детях Ванюшина» и служанку Катерины Измайловой Анисью в «Леди Макбет Мценского уезда» ; сложнейший образ Марины Зотовой в «Жизни Клима Самгина», свершавшей большой духовный и жизненный путь от просвещенной купчихи до «хлыстовской Богородицы», брезгливо презирающей окружающих... Невозможно забыть и глубокую, трагическую роль молдаванки Веты в «Празднике души» Иона Друцэ . Ни одного слова, но - взгляд, «говорящее молчание», когда руки перебирают фасоль, а душа живет и рвется из этого унизительного плена на свободу, в полет. Высокая, наполненная, чистая душа... А какой сочной, яркой была ее толстая барыня Толбухина в фоменковских «Плодах просвещения» ! И какое счастье, что в своей интерпретации возродил этот спектакль Миндаугас Карбаускис, вновь доверив Галине Анисимовой эту роль!.. Я смотрю на Галину Александровну с восторгом и, умом понимая, что прошли долгие десятилетия, по-прежнему вижу в актрисе неувядающую красоту, женственность, чувство собственного достоинства и высочайший, ничего не утративший со временем профессионализм. И часто думаю о том, насколько применима к ней поговорка: «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Отнюдь не радужной была судьба этой актрисы, сохранившей сияние глаз и расположенность к людям - были и горькие простои, и столь трудный всегда для людей ее профессии (особенно - женщин) переход на возрастные роли, но судьба, которую Галине Анисимовой удалось «пожать», - счастливая!
Уходящий 2017 год в последний свой месяц одарил актрису не просто давно заслуженным, но со всех точек зрения справедливым даром - «Золотой Маской» в номинации «За выдающийся вклад в театральное искусство». Этот вклад поистине огромен - в числе отмеченных и запомнившихся ролей Галины Анисимовой, в пронесенных через годы чести и достоинстве избранной профессии, в том неистребимом ощущении Женщины и Актрисы, которое сопутствует ей всегда и во всем.
И совсем не по минутному порыву Андрей Александрович назвал когда-то свою статью о Галине Анисимовой «Есть женщины в русских театрах».
Старосельская Наталья, «Страстной бульвар, 10»