Театр имени Маяковского завершает сезон спектаклем "Парадокс Скворца" по пьесе израильского драматурга Майи Арад Ясур. Постановку о том, как историческое прошлое и настоящее сталкиваются в каждом отдельном человеке – увидела Яна Музыка.
Хор голосов, которые ведут сложный разговор. Детективная история и внутренний диалог. На сцене предельно не бытовая среда. Кубы в процессе спектакля становятся то матовыми, то прозрачными. Это и пространство мыслей главной героини, где обитают её голоса, и поезд, и газовые камеры. Спектакль родился из читки, затем был эскиз, и вот, наконец, премьера. Период разбора текста длился целый год. "Это вообще самая сложная пьеса из тех, которые я когда-либо делал, читал. Когда мы впервые с этим столкнулись, а я тогда был студентом школы-студии, я просто не понимал. Прочитал её впервые и подумал: я не знаю, как это делать, не знаю зачем и почему", – поделился актер Олег Сапиро.
Пьесу "Парадокс скворца" написала авангардный израильский драматург Майя Арад Ясур. Для режиссёра Ирины Васильвой это не была любовь с первой страницы, и всё же сложный, нелинейный текст не отпускал. "Нет ни действующих лиц, ни ролей. Ни того, что они делают. Это некий поток, похожий на белые стихи, когда реплики написаны друг за другом. Очень сложно, во-первых, разобраться, кто говорит, кому и зачем. Какой голос отвечает, что за вставка? Происходило это или не происходило?" – рассказала режиссер Ирина Васильева.
Постепенно проясняются обстоятельства. Она живёт в квартире с красивым видом на набережную Амстердама. Она талантливая скрипачка из Израиля. Уехала от войны, чтобы играть свою музыку и жить свою жизнь. Однажды ей приходит баснословный счет за газ, документ, которому десятки лет. Всего лишь бюрократия. Но это жутко, потому что символично. Согласно архивным документам, власти Амстердама предлагали евреям, выжившим в Освенциме и вернувшимся домой, оплатить счета за то время, пока в городе находились немецкие оккупанты. Диалоги в пьесе реконструируют фрагмент переписки евреев с муниципалитетом. Героиня – воплощение парадокса скворца. "Она попыталась вылететь из стаи. Но все равно в финале пьесы она приходит к тому, что, вылетев из своей собственной стаи, всё равно является её частью. Она это принимает", – отметила актриса Алина Вакаева. Главный вопрос этого спектакля не связан с конкретными историческими обстоятельствами и касается любого. Как я связан с тем, что пережил мой народ до меня?
Телеканал "Культура"