Его родители не имели отношения к искусству и, узнав о поступлении сына в ГИТИС, испытали настоящий шок. Но Игорь Костолевский уже тогда был уверен – сцена и съемочная площадка – это его место в жизни. Ко всем своим ролям актер относится, как к детям. Говорит, что любит их одинаково. Несмотря на то, что знаменитым и востребованным его сделал экран, уверен – актерское мастерство оттачивается в театре. Сегодня народному артисту России Игорю Костолевскому 65! С юбилеем артиста поздравили президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. Рассказывают «Новости культуры».
Импозантный, философствующий, с безупречной осанкой – впрочем, как всегда. Роль Степана Верховенского в фильме Владимира Хотиненко «Бесы» Игорь Костолевский считает настоящим подарком к юбилею. Для него это третья встреча с Достоевским. На экране был «Вечный муж», в театре – «Братья Карамазовы». И каждый раз он убеждается – сыграть Достоевского невозможно, можно лишь попытаться быть на его уровне.
«Это такая воронка, ты погружаешься в это, погружаешься, и очень трудно остановиться, хотя, конечно, Достоевский требует очень много сил душевных», – признается Игорь Костолевский.
Владимир Хотиненко, давно мечтавший поработать с Костолевским, поражен – несмотря на абсолютный профессионализм этого актера, на съемочной площадке он взволнован и сосредоточен.
«Меня поражает его трепетность, – говорит режиссер. – Как будто за его плечами нет этих лет опыта. У него – как будто он только что вошел. Вот эта свежесть восприятия нового материала – это, правда, поразительно. Это необыкновенно. Он, правда, волнуется так же!»
Так же, как и 40 с лишним лет назад, когда Игорь Костолевский дебютировал в кино и его тогда прославила роль декабриста Анненкова в «Звезде пленительного счастья». Сегодня актер признается: легкость и грация в седле дались тогда с трудом.
«Пришел к Мотылю и прямо спросил: “Почему кавалергард не скачет на лошади?” – вспоминает артист. – На что он мне сказал: “Ты умеешь?” Я сказал: “Нет”. Он сказал: “Ну, научись, тогда я сниму”. И действительно – я пошел в конную школу».
Избавляться от закрепившегося сразу образа романтического героя Костолевскому помогал театр. В Маяковке он служит с 73-го. Если на экране играл тогда пылкого молодого учителя или мягкого и обаятельного Гагина, то на сцене был и несуразным Подколесиным, и инфернальным Иваном Карамазовым, и даже жалким Плюшкиным:
Главное и любимое, говорит Игорь Костолевский, играть не роль, а судьбу. Одна из самых длинных и ярких – в культовом детективе 1980-х «Тегеран 43». Написанный специально для этого фильма хит Шарля Азнавура «Вечная любовь» ассоциировался только с героем Костолевского. Наталья Белохвостикова вспоминает эти съемки с ностальгией – несмотря на специфические трудности.
«Перед каждой съемкой, где нам предстояло играть пожилых людей, мы пять часов проводили в гримерной, – вспоминает Наталья Белохвостикова. – Будь то Москва, Париж, где бы мы ни были. И в этом гриме мы не могли с ним смеяться, есть, разговаривать».
Сегодня он выглядит гораздо лучше своего героя-разведчика. «Ну, 65 и 65», – смеётся артист. Говорит, - давно считает себя «человеком второй половины жизни».
«Ощущаю я себя прекрасно, – говорит Игорь Костолевский. – Чувствую себя с утра хорошо – молодой! Если к вечеру не очень – ну и ладно».
Самое важное добавляет артист, что есть интересная работа. Ведь театр, кино – заряжают бесконечно.
К юбилею народного артиста России в воскресенье, 15 сентября в 18:40, телеканал "Россия К" покажет художественный фильм «Вечный муж», а сразу по его окончании – документальную ленту «Игорь Костолевский. Быть кавалергардом».