Март и апрель традиционно забирает под себя фестиваль «Золотая маска», привозящий со всех концов страны то лучшее, что случилось в ее театральных столицах за год. Однако нынешний март оказался богат на театра премьеры и громкие имена — среди героев марта Свифт, Хэмингуэй, Хайнер Мюллер, Островский, Сухово-Кобылин. ТеатрALL составил гид по премьерам месяца.
Гоголь-центр
С 4 по 8 марта пройдут показы спектакля Кирилла Серебренникова «Машина Мюллер», в основе которого - пьесы Хайнера Мюллера «Гамлет-машина» и «Квартет», а также дневники и письма немецкого драматурга и режиссера. В главных ролях Константин Богомолов, Александр Горчилин и Сати Спивакова. В аннотации к спектаклю театр приводит слова Хайнера Мюллера: «Единственное, чем можно объединить публику, в чем публика может быть единой – страх смерти, он есть у всех»
«Практика»
«Наше» - это поэтический спектакль, в котором Эдуард Бояков, Алиса Гребенщикова, Павел Артемьев, Юлия Волкова и Алина Ненашева читают стихи Гумилева, Бродского, Ахмадулиной, Павловой. По словам режиссера постановки Эдуарда Боякова, название было выбрано по аналогии с книгой Петра Вайля «Стихи про меня»: «Эти стихи давно уже стали нашими, как бы нагло это ни звучало. Эти стихи нас вырастили, нас изменили, им мы обязаны своими лучшими качествами. Они не просто отражали события нашей жизни, они эти события часто предопределяли. Об этом мы и постараемся честно рассказать». Премьера 15, 16, 17 марта.
Театр мюзикла
Андрей Кончаловский 17 марта выпускает премьеру «Преступление и наказание». Рок-опера Эдуарда Артемьева, либретто для которой написал поэт Юрий Ряшенцев, была создана еще 35 лет назад, но до сих пор не поставлена. На сцене Театра мюзикла покажут обновленную редакцию этого произведения – теперь авторами либретто, кроме Юрия Ряшенцева, значатся Андрей Кончаловский и Марк Розовский. В спектакле ожидается много массовых сцен, будет использована технология 6D-видеомэппинга, позволяющая проецировать изображения на любой движущийся предмет. Декорации по эскизам художника Мэтта Дилли создадут образ Петербурга, причем не времен Достоевского, а современного. В роли Порфирия Петровича выйдет Ефим Шифрин.
«Школа драматического искусства»
17, 18 и 19 марта Лаборатория Дмитрия Крымова показывает «Последнее свидание в Венеции» - свою версию романа Эрнста Хемингуэя «За рекой в тени деревьев». В роли полковника пехотных войск США Ричарда Кантуэлла, который приезжает в Венецию, чтобы попрощаться с любимым городом и любимой женщиной, выйдет Александр Филиппенко. А вот его 19-летнюю возлюбленную в спектакле Дмитрия Крымова сыграют сразу три актрисы - Маша Смольникова, Кристина Пивнева и Алина Ходжеванова. Художник – Александр Боровский.
На 30 и 31 марта назначена премьера «Игроков» в постановке худрука «Школы драматического искусства» Игоря Яцко – все роли в этом спектакле играют женщины.
Театр им. Пушкина
19 марта выйдет спектакль «Дом, который построил Свифт» – пьесу Григория Горина, написанную в 1980-м году и ставшую известной благодаря телефильму Марка Захарова, ставит художественный руководитель театра Евгений Писарев. В роли Джонатана Свифта – Андрей Заводюк. Сценограф – Зиновий Марголин, художник по костюмам – Мария Данилова.
Театр им. Вахтангова
25 марта Уланбек Баялиев, ученик Сергея Женовача, выпускает на Новой сцене «Грозу» Островского. В роли Катерины – Евгения Крегжде, Кабаниху играет Ольга Тумайкина, а Бориса – Леонид Бичевин. Режиссер говорит о том, что для него это не частная семейная история, а вневременной сюжет: «Каждый из героев спектакля является частью жёсткого мира, имея своё предопределенное место и образуя тем самым механизм этого социума. Катерина ищет возможность выжить в этой системе, пробует приспособиться и вместе с тем имеет дерзновение осознавать и делать свой выбор».
Театр им. Маяковского
Пьесы французского драматурга Жан-Люка Лагарса (1957-1995) редко ставят в московских театрах – разве что на сцене Российского молодежного театра вот уже много лет идут «Правила поведения в современном обществе». А теперь 25 и 26 марта на Малой сцене Театра им. Маяковского ученик Римаса Туминаса Анатолий Шульев покажет премьеру по пьесе Лагарса «Я была в доме и ждала». Подзаголовок спектакля – «ожидание за пределами здравого смысла». Пять женщин, представительницы трех поколений, в одном доме ждут мужчину, а пока тот не пришел, пускаются в воспоминания и рассказывают о своих чувствах – тоске, любви, надежде.
Театр «Эрмитаж»
Пока ремонтируется здание в саду «Эрмитаж», театр показывает свои спектакли в том числе и в зале по адресу Новый Арбат, 11. Именно здесь 27 марта можно будет увидеть новый спектакль Михаила Левитина «Свадьба Кречинского на Новом Арбате». Пьесу Сухово-Кобылина об обаятельном мошеннике Левитин переделал на современный лад, вписав в антураж этой московской улицы. В роли Михаила Кречинского – артист РАМТа Евгений Редько.
Театр Наций
Режиссёр Альметьевского драматического театра Искандер Сакаев, чей спектакль «Ромео и Джульетта» получил гран-при XII-го Фестиваля театров малых городов России, ставит на Малой сцене пьесу Вальтера Газенклевера «Честный аферист». Комедия, рассказывающая о легкомысленном авантюристе, который морочит голову женщинам и однажды по-настоящему влюбляется, была написана немецким поэтом-экспрессионистом в 1927 году. Сакаев собирается погрузить эту историю в атмосферу немецкого кабаре, увидев в «хорошо сделанной пьесе» вечную тему отношений человека и социума, а также предчувствие грядущего фашизма и Второй мировой войны. Премьера - 30 и 31 марта.
«Современник»
30 и 31 марта во Дворце на Яузе, где театр играет свои спектакли во время ремонта, сыграют премьеру «Не покидай свою планету». Вольная фантазия на тему «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери в феврале была показана в Сочи, на IX Международном зимнем фестивале искусств Юрия Башмета, а теперь будет идти в «Современнике» в рамках проекта «Представляем друзей». Поставил спектакль петербургский режиссер Владимир Крамер, он же выступил в качестве автора литературной композиции и сценографа. Композитором стал Кузьма Бодров, еще в спектакле звучит музыка Малера и Брамса. На сцене – один актер (Константин Хабенский играет в очередь с Артуром Смольяниновым), изображающий сразу всех персонажей: по мысли режиссера, Маленький принц явился в полусне-полубреду Летчику, умирающему в пустыне от жажды и зноя. Также все действие на сцене находятся музыканты камерного ансамбля «Солисты России» во главе с Юрием Башметом.
Александра Машукова, «TeatrAll»