В Театре Маяковского поставили спектакль на злобу дня.
Последняя премьера нынешнего сезона в Маяковке оказалась смелой попыткой поговорить о современной российской политике. И пусть знаменитая пьеса Ибсена в версии драматурга Саши Денисовой далеко неидеальна (внимательный зритель легко разглядит в ней логические неувязки и смысловые шероховатости), посыл ясен — мы живем в обществе, гниющем изнутри. Одиночки у нас бессильны, а оппозиция ничтожна.
Актуализировать Ибсена Саше Денисовой и режиссеру Никите Кобелеву практически не пришлось — темы, затронутые основателем «новой драмы», современны как никогда: почему все решает большинство, какова цена конфронтации с этим самым большинством, отчего абсолютно всё в стране продаётся и покупается. Однако сегодня «просто так» ставить Ибсена режиссёрам неинтересно, поэтому «Врага народа» решено было переписать. Не радикально (как это принято, к примеру, у Богомолова), а только обозначив факт, что речь идет про сегодня. Саша Денисова — признанный «документалист», в этой работе страсть к фиксированию российских реалий оказалась кстати.
Местом действия стал провинциальный российский город. Не так давно в нём (не без помощи корыстных инвесторов) открылся лечебный центр. Благодаря рекламе местной минеральной воды в новообразовавшуюся здравницу повалили туристы. Совсем некстати врач и эколог Томас Стокман — обнаружил в «золотоносной» воде смертельно опасный яд. Его открытие вызвало бурю протестов со стороны власть имущих. Как ни старался герой доказать, что процветание города зиждется на преступлении против здоровья его граждан, рот ему все ж-таки заткнули. В разгар обвинительной речи на пресс-конференции включили Чайковского, потом объявили врагом народа и избили. «Поход за правдой» закончился трагически — доктор погиб.
В такой трактовке Ибсена подозрительно сильно заострено внимание на плохих и хороших. В сегодняшней российской оппозиции вряд ли найдутся совсем уж наивные мечтатели (и тем более добровольные мученики). Так же, как не найдутся в ней и «прекрасные новые люди», которых Стокман упоминает в своей речи о необходимости построить общество заново. А при отсутствии последних первые становятся не чёрного, но серого цвета. Приспособленцами, но отнюдь не злодеями федерального значения.
Впрочем, придирки к новой старой пьесе (как и критические замечания относительно откровенно публицистического стиля Денисовой) имеют значение постольку поскольку . Сам факт постановки такого спектакля в государственном театре, на большой сцене, невероятен. Он качественно поставлен (это, несомненно, одна из заметных удач Никиты Кобелева). Практически безупречно сыгран. В рамках заданной драматургом и режиссёром концепции, безусловно, интересен Игорь Костолевский в роли мэра, Алексей Фатеев в роли изгоя-доктора, Сергей Удовик в роли главного редактора медиахолдинга, который легко жонглирует общественным мнением. Да и все остальные актёры представили как минимум любопытные работы. У спектакля суперсовременная, но нерочитая сценография, — художник Михаил Краменко над стерильной сценой подвесил вращающийся куб, который легко превращается в монитор ноутбука, в кабинет редактора, в комнату доктора Стокмана. Наконец, этот политический спектакль не лишен юмора. А дерзость — лучшее доказательство театральной воодушевленности. И Театр Маяковского с этим доказательством непременно стоит поздравить.