В основу этого спектакля вроде бы положена хрестоматийная пьеса Генрика Ибсена «Враг народа». Но любителям классических версий радоваться рано. От ибсеновской драмы здесь остались сюжетный костяк и имена персонажей, число которых, впрочем, сократилось. В Театре имени Маяковского играют абсолютно современную версию вечной темы, предложенную тандемом драматурга Саши Денисовой и режиссера Никиты Кобелева. Текст практически создан заново: изменилось время, место и статусы героев – действие перенесено в наши дни на российский «курорт федерального значения». Жанровый подзаголовок звучит как «экологическая катастрофа», а потому к истории о зараженной воде добавились вполне актуальные пассажи о химкинском лесе (название не произносится, но без труда угадывается) и прочих сиюминутных вещах, активно обсуждаемых в блогах и средствах массовой информации.
Нынешний «Враг народа» – ясный, четкий и острый срез проблем современного общества, отнюдь не ограниченный «экологическими катастрофами». Тут и протестное движение, и метаморфозы прессы, и пресловутое общественное мнение, и цинизм властей предержащих. Домашние интерьеры упразднены: действие помещено в стильное холодное пространство с мониторами, микрофонами и пластиковыми панелями (художникпостановщик и автор мультимедиа Михаил Краменко). Здесь задействованы все технические новинки и средства современной коммуникации. Дочь Стокмана Петра (Наталья Палагушкина) ведет видеоблог. На огромный экран проецируется прессконференция мэра (Игорь Костолевский). Этот же монитор бесстрастно отражает результаты «народного голосования». Стокман (Алексей Фатеев) общается по скайпу.
Здесь практически нет полутонов и подтекстов, все «весомо, грубо, зримо». Действие порой походит на импровизированный митинг, в который, например, перерастает упомянутое токшоу. Стокман – Фатеев выходит на авансцену, в зале включается свет, а его монолог обращен не к абстрактному «зрителю», а к каждому сидящему в зале. Эмоции и накал нравственных метаний тоже отчасти снижены: проблемы не столько решаются, сколько констатируются, уже отшлифованные временем.
В подобной ситуации режиссер с драматургом не могли не изменить финала, подсказанного не Ибсеном, но нынешними «сводками с фронтов». Стокман, конечно же, погибает, как реально погибли многие его «коллеги», не пожелавшие пойти на компромиссы. А вот Театр Маяковского после этого спектакля вряд ли ктонибудь продолжит обвинять в аполитичности.
Ирина Алпатова
Театральная афиша, Июнь-2013