Меня предупреждали: ни в коем случае не ходи в Театр имени Вл. Маяковского на спектакль «На чемоданах»! Там 9 покойников, 8 похорон, проститутка и гомосексуалист – сплошная чернуха – тебе это нужно?!
Честно скажу: не нужно. И все-таки, я сходил. Может быть улетучился премьерный угар, может быть, актеры обрели большую свободу? Но спектакль (и пьеса Х. Левина) мне очень понравились, хотя все, о чем меня предупреждали, подтвердилось. Автор уточняет, что в его пьесе речь идет о нашем времени. Но положа руку на сердце, разве нельзя предположить, что подобные события могли происходить и в веке минувшем? Больше того, кто готов поручиться, что они не случатся в будущем?
О чем, собственно, идет речь? О жизни и смерти, конечно. И обо всем, что их сопровождает, что им сопутствует. О любви и неприязни. О зависти. О стремлении к богатству. О хамстве. Об измене. О независимости. О материнстве. И еще обо всем, что перечислить невозможно.
Режиссер Александр Коручеков занял в своем спектакле актеров, большинство из которых служат здесь не первый сезон. Однако такой высокий класс они явили сейчас, по-моему, впервые. (Разве что Евгения Симонова – Геня всегда была задействована в репертуаре, но и она предстала в данном случае в совершенно новом качестве).
Безнадежные ситуации, в которых постоянно оказываются все герои пьесы, спасает их и автора неистребимое чувство юмора, поддержанное режиссером и актерами, поставленными примерно в равные условия. Ни у кого нет больших монологов, подробных сцен, все обозначается пунктиром, иногда даже почти без слов, лишь с помощью мимики и жестов, как, к примеру, у Татьяны Орловой – Проститутки, Майи Полянской – Бебы, Юрия Коренева – Альберто, Игоря Евтушенко – Элиши. Пьеса так устроена, что в ней нет ролей главных и второстепенных. Каждому дан свой эпизод, которым он может воспользоваться, чтобы за считанные минуты рассказать максимум о своем герое. И Виктор Власов успевает дать нам понять, как страдает его Шустер. А как сочувствуют ему жена Бьянка – Александра Ровенских, дочери Белла – Наталья Филиппова и Нина – Наталья Палагушкина. Какие сложные отношения у Эльханана – Алексея Дякина с его мамой – Евгенией Симоновой и покойным отцом – Алексеем Фурсенко. Живые и мертвые продолжают взаимодействовать на сцене без всякой мистики.
Пьеса состоит из множества самостоятельных сюжетов, которые время от времени пересекаются, главным образом, на кладбище, во время похорон. Эти, казалось бы, не располагающие к юмору события сопряжены с таким множеством забавных наблюдений автора и театра, что в зале то и дело возникает смех, но не грубый, животный, к которому нас старается приучить телевидение, а сдержанный, тонкий, едва заметный, подобающий ситуации.
В этом отношении особенно запоминается новелла, связанная с семейством Муни Глобчика – Сергея Удовика, его жены Лолы – Елены Мольченко, их сына Зиги – Романа Фомина и бабушки Бебы – Майи Полянской, от которой они никак не могут избавиться.
Впрочем, остальные семьи не менее интересны. И горбун Авнер Игоря Марычева вызывает не меньшее сочувствие, чем бабушка Беба… Потому что даже самые печальные события в спектакле сопровождаются юмором, иногда иронией, но всегда добром, которое исходит, если не от самих героев, то от автора и театра, которые решили рассказать нам о них.
Борис Поюровский