Дмитрий Крымов
«Русский блюз или поход за грибами» в «Школе драматического искусства»
Дмитрий Крымов в этом сезоне поставил один из своих самых пронзительных спектаклей. Его лирически-меланхоличный «Русский блюз» начинается за здравие (старые школьные друзья отправляются в традиционный осенний поход за грибами), а заканчивается за упокой: тихая охота за дарами леса оборачивается путешествием на тот свет. В сценах, смонтированных по ассоциативному признаку, уходят под лед рыбаки, отправляется в последний рейс экипаж подводной лодки, а картонные домики полыхают игрушечным пламенем. Но с грустной обреченностью в спектакле Крымова соседствуют свободная фантазия, стихия игры и неистощимый юмор, каким только и можно спастись в этой жизни.
Миндаугас Карбаускис
«Русский роман» в Театре имени Маяковского
Что первично – жизнь или литература, автор или его произведение? На этот вроде бы простой вопрос литовский драматург Марюс Ивашкявичюс и режиссер Миндаугас Карбаускис не дают однозначных ответов. В монументальном спектакле «Маяковки» биография Льва Толстого и сюжеты его произведений переплетаются так, что не разберешь – где кончается линия Левина и Кити, а где начинается история женитьбы самого писателя, где умирает без любви Анна Каренина, а где страдает от ревности Софья Андреевна. Русский роман здесь трактуют как модель русского мира, который художник Сергей Бархин обозначает несколькими простыми, лаконичными деталями: стог сена, печка, уходящие ввысь колонны. Сам Толстой на сцене не появляется – он дан лишь в отражениях окружающих его людей. Так что подлинной героиней этого романа становится жена гения в исполнении Евгении Симоновой, сыгравшей свою лучшую за многие годы роль.
Кирилл Серебренников
«Кому на Руси жить хорошо» в «Гоголь-Центре»
Кирилл Серебренников словно предчувствовал, что патриотизм у нас скоро объявят главной и единственной национальной идеей, и еще в начале сезона выпустил горький спектакль о Родине и своих соплеменниках, взяв в союзники подзабытую ныне поэму Некрасова. Действие, как водится, перенесено в наши дни, но оказывается, что за прошедшие полтора века у нас мало что изменилось: мужики также бедствуют и пьют, а попы и чиновники по-прежнему при козырях. Но при всей социальной злободневности спектакль удивляет прежде всего своей изобретательной формой. Первый акт представляет собой монтаж сцен в самых разных техниках, второй полностью посвящен сontemporary dance, а третий отдан на откуп психологическому театру. Здесь царит Евгения Добровольская – своим отчаянным монологом о суровой женской доле она поднимает действие на уровень народной трагедии.
Тимофей Кулябин
«Три сестры» в «Красном факеле» (Новосибирск)
Даже в перенасыщенной событиями Москве премьерные «Три сестры» новосибирского «Красного факела», показанные на фестивале «Территория», вызвали ажиотаж. И не оттого, что имя режиссера Тимофея Кулябина благодаря скандалу с «Тангейзером» стало известно всей стране, а потому что его постановка произвела настоящую революцию в отечественной чеховиане. Герои хрестоматийной пьесы вдруг лишились голоса и стали общаться на жестовом языке глухонемых, а актерам пришлось компенсировать отсутствие слов гораздо более интенсивным и эмоциональным уровнем существования. При этом чеховский текст, очищенный от интонационных штампов и каких-либо трактовок, невозмутимо шел на экране в виде титров, а на сцене разыгрывалась абсолютно современная и жизненная история – про каждого из нас.
Константин Богомолов
«Мушкетеры. Сага. Часть I» в МХТ имени Чехова
Главный enfant terrible русской сцены последних лет на этот раз не переиначил классику, а поставил свой собственный текст, где на равных сосуществуют персонажи советского масскульта – мушкетеры и Карлсон, Алла Пугачева и Наденька из «Иронии судьбы»... Под видом лихой приключенческой саги он вывел на сцене мрачноватый постмодернистский трэш-эпос в духе Владимира Сорокина, густо замешав в нем коллективное бессознательное одной шестой части суши. Разнообразных гэгов, перевертышей, цитат и гиперссылок здесь множество. Режиссер крушит мифы, но сам тем временем возводит новый – о великой битве между силами Смерти и Любви, которые олицетворяют Кардинал (непроницаемый Виктор Вержбицкий) и Королева (великолепная Ирина Мирошниченко).
Марина Шимадина, «Театрал»