Зрители сидят на сцене, а сценой стал зрительный зал. Главная тема спектакля «Московский хор» – память. Место действия – Москва. Постановщики думали о том, что этот зал Театра Маяковского помнит москвичей самых разных времен и поколений. Пробираться через ряды кресел артистам непросто так же, как их героям сложно жить в советскую эпоху с ее коммуналками, лишениями, войнами. Среди портретов, что занимают места в зале, – фотографии из личных архивов артистов. Так эта история XX века становится более личной, важной для каждого.
«Невозможно забыть эти миллионные жертвы. И эти портреты, которые символизируют погибших, эти пустые кресла... "Московский хор" для меня превращается в хор мертвых. Потому что здесь фотография моей мамы и моего деда Станислава Венедиктовича Станкевича, который был расстрелян в 1937 году», – поделилась народная артистка России Евгения Симонова.
Героиню Евгении Симоновой мы застаем в 56-м. XX век с его испытаниями разрушил ее некогда большую и дружную семью. С одной стороны, они предают, проклинают, давно не слышат друг друга. С другой, все они поют в хоре, где нужно быть единым целым и петь в унисон. Слово «хор» в этом спектакле – метафора, главная и сложная.
«У нас актриса есть замечательная, Майя Васильевна Полянская, и она как раз это время очень хорошо помнит. И она рассказывала мне: для нас этот хор – это было такое объединение людей после войны, после которой прошло 11-12 лет. Это объединение в ожидании международного фестиваля было что-то новое, другие приезжают, мы же победители, мы за железным занавесом тут все восстанавливаем. Половина – сажаем, половина – восстанавливаем», – рассказала заслуженная артистка России Татьяна Орлова.
Татьяна Орлова с режиссером Никитой Кобелевым работала еще в его спектакле «Бердичев» – тоже семейной саге, охватывающей XX век. Осмыслять трагический опыт живущих тогда, чтобы понять нас сегодняшних, для режиссера – самое важное. Вот почему он не побоялся взяться за пьесу Людмилы Петрушевской, которую когда-то ставил в Москве Олег Ефремов, в Питере – Лев Додин. И пошел на такой пространственный эксперимент. На самый верхний ярус поместил портреты четырех композиторов: Моцарта, Баха, Перголези, Шумана. Именно их сочинения звучат здесь в исполнении «Московского хора».
«В настоящей трагедии, как сказал Бродский, гибнет не герой, гибнет хор. Он проходит таким контрапунктом во всей этой истории, этим дрязгам, бытовым разборкам, семейным ужасам. Он поднимается над всем этим, то оплакивает, то приподнимает», – объяснил режиссер Никита Кобелев.
Эфир программы «Новости» от 21.05.19 г