Миндаугас Карбаускис журналистов сторонится, интервью не дает. Он ставит спектакль по роману Фолкнера «Когда я умирала» второй раз, первый был в 2004 году в «Табакерке». На этот раз он ставит со своими студентами-третьекурсниками из ГИТИСа. И с другим названием, которое не все произносят с первого раза – «Йокнапатофа».
«Йокнапатофа» – придуманный Фолкнером округ в штате Миссисипи. Там он поселил многих героев своих романов. Такова и семья Бандренов, которая отправляется в путешествие. Повод для поездки – не радостный. Умерла мать и завещала похоронить себя за 40 миль от дома, в ее родном городе. Эту невеселую тему Фолкнер, а вслед за ним и Карбаускис превращают в полный иронии и света роман-путешествие под заводные и грустные мелодии в стиле кантри. Эти люди не боятся смерти, принимая ее неизбежность, относятся к ней с мудрым спокойствием.
«Я считаю, что это очень жизнеутверждающий спектакль. Не обязательно показывать радость, праздник и фейерверк напрямую на сцене, чтобы расслабиться в театре и радоваться и так далее. Я считаю, что он и современный, и актуальный, и здесь есть, о чем подумать», – рассказала студентка 3-го курса ГИТИСа Юлия Марычева.
Карбаускис сам написал инсценировку романа. К репетициям приступили еще летом. Почти все открывали для себя Фолкнера с нуля. И все увлеклись. Для студентов Карбаускиса это первая серьезная работа на профессиональной сцене.
«Он возложил на нас большие надежды, но он дал нам много внимания, много с нами работал, старается, чтобы мы позиционировали себя больше как профессионалов», – подчеркнул студент 3-го курса ГИТИСа, мастерская М. Карбаускиса, Кирилл Кусков. Кроме студентов в спектакле заняты и актеры Театра Маяковского. Наталья Филиппова говорит: Фолкнер явно знал что-то особенное про наш мир. И в этом – главное впечатление от работы с его материалом.
«У меня такой образ создался, что это наша планета, и из нее вынимается кусочек, и это оказалась «Йокнапатофа». Это как пирог, в котором оказались люди, они везут эту телегу, они тонут, горят, они переживают, верят, отчаиваются, любят. И мы смотрим на них как Бог, как создатель и улыбаемся. Мне кажется Фолкнер, очень любит этих людей, которые не защищены ничем, открыты миру, и в них есть какая-то благодать, покой. Нет гордости и страха», ¬– рассказала актриса Наталья Филиппова.
Калейдоскоп из 20 монологов, людей, как будто из какого-то иного мира. Недаром и «Йокнапатофа» – округ вымышленный. И на афише он помещается в ладошку, как что-то совсем отдельное от реальности. Спектакль придуман так, что актерам в буквальном смысле приходится проходить огонь, воду и, совсем скоро, возможно, и медные трубы. Все очень ждут премьеры.
Валерия Кудрявцева