«В пьесе очень мало цинизма и высокомерия, только напускное, а на самом деле они очень искренние и правдивые. И это подкупило, это привлекает, - объясняет режиссер. Анатолий Шульев. - В конце концов, они освобождаются – пьеса вообще - про освобождение от обид, разочарований, от каких-то внутренних проблем, которые в повседневности накапливаются в нас. И мне кажется, это очень полезная пьеса для жителей мегаполиса, которые постоянно сталкиваются с хамством, несправедливостью, которым хочется сесть, поплакаться где-то и уйти освобожденными от обид и гнева».
Для Анатолия Шульева это работа – первая совсем самостоятельная. Режиссерский диплом ему еще только предстоит получить в июне из рук мастера – Римаса Туминаса.
А пока – проверка себя: новый театр, незнакомая актерская команда и не самый простой материал. Автор пьесы – культовый для Франции писатель Фан-Люк Лагарс. Его драматургия отличается не только сложным синтаксисом, но и почти полным отсутствием внешнего действия. «Я была дома и ждала» – не исключение. Самым сложным было найти границу между театром действия и театром слова, проявить на подмостках ту глубинную психологию, заложенную в пьесе.
Пять героинь – три поколения женского одиночества, неприкаянности и надежд. Они делятся друг с другом самыми тайными воспоминаниями и самыми искренними переживаниями. Они ждут возвращения сына и брата и того, что жизнь снова обретет утраченные смыслы. За все время действия они не покинут своего дома, а герой-мужчина так и не появится наяву.
«Как я про себя говорю – это история четырех «не». Невыносимости человеческих расставаний, но неизбежности этих расставаний, невозможности отпустить любимого человека, близкого человека и необходимости это сделать, - говорит актриса Александра Ровенских. - Иногда уходят навсегда. И тогда получается, что это пьеса - о мужестве жить и ждать встречи – пускай, за пределами здравого смысла».
Философия пьесы и творческий подход молодого режиссера по-настоящему захватили актеров Маяковки. Перед премьерой – прогон за прогоном. Плотный текст, в котором монологов гораздо больше, чем диалогов, потребовал большой работы.
«Это спектакль о том, чтобы как-то нам очеловечиться. Потому что мы очень мало друг с другом разговариваем. Мы не разговариваем со своими детьми, между собой. Мы ждем чего-то, какого-то другого человека, а кто рядом – не замечаем, - отмечает актриса Людмила Иванилова. - Нам кажется, что надо замечать того, кто рядом. И говорить не о погоде, не о природе, а о том, что, действительно, человеку нужно. Это очень трудно».
«Новости культуры», телеканал «Культура». Эфир от 13.04.2016