Это ожидание не закончится никогда. Пьеса французского драматурга конца ХХ века Жан-Люка Лагарса «Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел…» универсальна в своей проблематике – такой близкой русской душе. Недаром Лагарса называют «французским Чеховым»: его персонажи – обычные люди, которые живут обычной жизнью, так ждут чего-то, но ничего не происходит. Эти женщины, как и все, хотят любви.
«Имела ли ты мужчин?» – спрашивает средняя сестра (Анастасия-Анна Романова) старшую. «Имела» – чуть выждав, равнодушно отвечает старшая (Наталья Филиппова), – «а они имели меня». Они хотят любви и – боятся ее. «Любила ли ты мужчин?» – снова задает вопрос средняя сестра. «Любила ли? Нет» – говорит старшая, – «Во всем нужна гигиена. Я всегда опасалась грусти. У меня есть опыт – полная потеря чувств». Эти пять женщин – из разных поколений, но их объединяет несчастье. В их семье что-то сломалось – в тот момент, когда отец выгнал сына – их брата. В рутине повседневности, бережно, как бабочку в стеклянной банке, эти женщины хранят надежду на то, что все еще изменится, но неизбежно живут прошлым.
Младшая сестра (удивительная Наталья Палагушкина) – тихая девочка с косичками – лицо еще совсем детское, но уже с потухшим взглядом. «Никогда не будет у меня других воспоминаний кроме ярости, криков и жестокости» - кричит она и изо всех сил бьет металлическое ведро. От этого стука сжимается все внутри, а она, выпустив обиду, снова затихает. Бабушка (Людмила Иванилова), которая, впрочем, совсем не выглядит как бабушка – в черном облегающем платье, волосы уложены, туфли на каблуках: она еще хочет нравиться. Мать (Александра Ровенских) – «наша крепкая мать» – как говорит про нее старшая дочь – мать-статуя, которая никогда не плачет и никогда не говорит о своих чувствах. Волосы гладко зачесаны, лицо застывшее, стеклянный, тяжелый взгляд – она действительно напоминает окаменевшую статую. Средняя дочь похожа на стареющего ребенка: бледно розовое платье, сверху накинут вытянутый свитер, капризный взгляд, рыжие волнистые волосы подколоты по бокам черными заколками. Она мечтает снова надеть красное платье, в котором когда-то ходила с братом на танцы. Вот она надевает его – детское красное платье, из которого все они уже давно выросли.
Постановка молодого режиссера Анатолия Шульева, ученика Римаса Туминаса, по стилистике приближается к спектаклям Льва Додина с ее простотой декораций и сценическим лаконизмом, практически минимализмом (художник Ольга Богатищева). Полтора часа пять актрис балансируют на грани между эйфорией, отчаянием, воспоминанием и забвением. На сцене они функционируют по закону сообщающихся сосудов: по очереди каждая выходит на передний план, выговаривается, успокаивается, затем уходит на второй, снова впадая в забытье. Последовательность их действий согласуется с музыкой: то нарастающей, то затихающей (композитор Полина Шульева). Никогда кризис не произойдет у них одновременно.
Режиссеру удалось передать театр текста с нарушенной коммуникацией, где отсутствует сама возможность диалога. «Театр слова» Лагарса статичен и едва ли будет легок для восприятия. Здесь действуют монологи с длинными, грамматически развернутыми фразами. В своих монологах в спектакле Анатолия Шульева каждая из актрис выпускает накопившуюся боль и отчаяние своей героини. Они говорят исступленно: то затихают, убаюканные забытьем в ожидании жизни, то прорываются криком надежды на то, что все еще может начаться.
Что: «Я была в доме и ждала…»
Где: Театр им. Маяковского (Малая сцена)
Когда: 12 и 21 апреля в 19.00, 2 и 29 мая в 18.00, 20 мая 19.00
Билеты можно купить на сайте театра
Софья Ефимова, «Театральный буфет»
Фотографии: Сергей Петров (пресс-служба Театра им. Маяковского)