— Я не обласкана наградами. В начале карьеры я вкладывала в работу всю душу, но признания не получала. Когда любимый фильм «Служебный роман» выдвинули на Государственную премию РСФСР, меня вычеркнули из списка.
— Последний минский «Лiстапад» был посвящен Кире Муратовой, а вы у нее снимались.
— Кира Муратова увидела меня в театре и пригласила на съемку. Нужно было ехать на Одесскую киностудию. Я была беременна, ждала Шурика. Кира успокоила, мол, буду играть сидя — о моем положении никто и не догадается. На улице стоял ноябрь, в павильонах холодно. Я даже теплых вещей с собой не захватила. А у Киры была бесподобная белая беличья шубка. И на время съемок она мне ее отдала со словами: «Тебе нужно беречь малыша».
— Вы работаете в театре, снимаетесь в кино, активно гастролируете. Молодые могут вам позавидовать.
— Сын сказал: «Мама, меня пугает твое возрождение». А мне всегда не хватает работы.
— А в театры ходите?
— В родной театр имени Маяковского, где я служу и где работает моя внучка Полина, или в театр «Ленком», где работает сын.
— Внучка Полина продолжает знаменитую актерскую династию. Более того, вы играете с ней на одной сцене в «Маяковке».
— В спектакле «Бешеные деньги» по пьесе Островского играю Надежду Чебоксарову, а Полина — мою театральную дочь. Делим вместе одну гримерку. Полину позвала в театр наша замечательная актриса Женечка Симонова. Она увидела ее в роли Верочки в спектакле «Месяц в деревне». Полина не хотела идти в наш театр, а хотела идти в театр отца. Но Евгении Симоновой она не могла отказать.
— Полина, а играть вместе с бабушкой комфортно?
— На сцене бабушка — партнер, она большая умница. Хотя мы совсем непохожи: я вся в папу и дедушку, вся «лазаревская», как говорит бабушка.
— Бабушка дает советы?
— Да, и я к ним прислушиваюсь. Ее игра — настоящее волшебство.
— Вы с бабушкой на гастроли вместе ездите?
— В основном «колесим» по России. Люблю все эти маленькие приволжские города.
— Доводилось ли сниматься в Минске?
— В Минске много снимался дедушка — Александр Лазарев — у выдающегося белорусского режиссера Виктора Турова. Небольшие роли на «Беларусьфильме» были и у бабушки. Они всегда приезжали в Минск с огромным удовольствием. Бабушка любит эту уютную, красивую страну, приветливых, открытых людей. Белорусская группа как то накрыла им стол — приготовили потрясающие пельмени с капустой и жареным луком.
— Полина, ваша фамилия помогает или мешает?
— И помогает, и мешает. Дедушка мне всегда говорил: «Полина, ты не можешь поступить так или так, потому что за тобой фамилия».
— Во сколько лет вышли на сцену?
— В пять лет в спектакле с Натальей Гундаревой. Для этого меня забирали с тихого часа из детского сада.
— Вам важнее сцена или площадка?
— Мне комфортно и там, и там. Когда мне выпадает счастье выходить на одну сцену с Игорем Матвеевичем Костолевским или с Михаилом Ивановичем Филипповым или с бабушкой, я на них смотрю уже с другого ракурса. И до них надо тянуться и тянуться.
— Есть роль мечты?
— Аглая в «Идиоте». Военные истории мне к лицу. Я похожа на прабабушку по материнской линии, а она была врачом.
— У вас очень интеллигентная семья.
— У нас — итальянская семья! Однажды бабушка с мамой сидели на кухне, папа с дедушкой смотрели телевизор, а в доме электрик люстру вешал. Уходя, он сказал: «Ну у вас и дурдом». А у нас, по нашим меркам, был тишайший вечер и единственный адекватный человек в этой компании — мама. Она переводчица.
— У вас никогда не возникало желания взять псевдоним?
— В семье смеялись над папой, когда он начал сниматься под псевдонимом Трубецкой. Мало того, что он — Лазарев, так он еще и Александр. Но я же — не Александра Лазарева. Нет, я не думаю менять фамилию.
— Лазаревы — счастливая семья?
— Дедушка был очень счастливый человек — и в профессии, и в личной жизни. Они прожили с бабушкой вместе полвека.
— «Месяц в деревне» — ваша первая большая работа.
— Человек я пунктуальный и ответственный, но первую читку «Месяца в деревне» умудрилась проспать, и разбудил меня в 11 утра звонок Евгении Павловны Симоновой: «Ты где?» Я никогда так не бежала в театр. В репетиционный зал я ввалилась задыхающаяся и теряющая сознание.
— Ну а что вас радует, кроме работы?
— Люблю путешествовать!
— В спектакле «Дядюшкин сон» вы замечательно пели.
— Я редко играю в музыкальных спектаклях. Для меня актерская деятельность и музыкальная — разные сферы.
— А что вы исполняете?
— Джаз.
— Вас узнают на улице?
— Меня редко, а вот папу узнают. Однажды с ним случился забавный случай — папа шел вместе с Михаилом Ефремовым по набережной Сочи, и к ним подходили люди, просили автограф. И вдруг к ним направляется пара лет шестидесяти и, минуя Михаила Ефремова, подходит к папе и говорит: «Мы вас так любим! Вы такой интеллигентный, замечательный, такой прекрасный артист! Вы же певец Юлиан?»
— Что главное для актрисы?
— Наверное, везение. Родители не хотели, чтобы я была актрисой. Потому что актерская судьба может сложиться и неудачно. Эта профессия такая манкая! Нельзя терять цель, много искушений на пути! Сложно идти своей дорогой.
Татьяна ХОРОШИЛОВА, «Беларусь сегодня»