«Цена» в Маяковке — постановка удачная. Точно так же, как «Таланты и поклонники» Карбаускиса, она свидетельствует о немалых возможностях труппы, которую всего пару сезонов назад списывали за ненадобностью. Кроме того, с точки зрения психологического театра это образцово-показательная постановка. Модная сегодня концептуальность здесь полностью отсутствует. Зато видны тончайшие нюансы актерской игры, мастерство художника (Владимир Арефьев) и феноменальное чутье режиссера. Хейфец не допускает ни одной фальшивой ноты. Но главное — это то, какой современной кажется тема. Сколько стоит прошлое, что ценно в настоящем, за какие деньги можно приобрести будущее.
По сюжету двое братьев продают мебельную обстановку родителей старому еврею Грегори Соломону (неподражаемый Ефим Байковский). Он разглагольствует о смысле жизни и новой философии денег, а братья тем временем выясняют отношения. Когда-то один пожертвовал карьерой ради отца, а второй, наплевав на семью, построил бизнес. Между ними 30 лет отчужденности и неозвученных претензий. Вроде бы ситуация ясна, но Александр Андриенко (блестяще сделанная роль Виктора Франца), Татьяна Аугшкап (убедительно суетливая и втихаря пьющая супруга Виктора Эстер) и Виктор Запорожский (роль второго, успешного брата Уолтера) лишают ее однозначности.
У каждого из их героев собственная судьба, свои комплексы. Актеры, находящиеся от зрителей на расстоянии вытянутой руки (спектакль идет на Малой сцене театра) играют настолько убедительно, что можно насторожиться. Как бы не перехвалить.
Помогает распознать скрытые смыслы в пьесе оригинальная, но не нарочитая сценография. Вся сцена заставлена старой мебелью, деревянные стулья нашли себе место даже на потолке. Уютный свет старомодного торшера, расстроенная арфа посреди «обстановки», — и вот уже прошлое не кажется таким уж отталкивающим. В нем заключены наши детские сны и взрослые искренние мечты. Герои «Цены» их продают. И в жизни у них ничего не остается. Актуальнее не придумаешь, не правда ли?