Театр имени Вл. Маяковского. Русский роман. Режиссер Миндаугас Карбаускис
Хронотоп: от середины XIX до начала ХХ века; Россия
О чем: о персональной семейной драме Льва Толстого
Продолжительность: 3 часа 30 минут с одним антрактом
Даты: 13 февраля, 4, 7, 24 марта
Чтобы сходу проникнуться этим действом, не нужно быть филологом, даже «Анну Каренину» можно не читать, хотя персонажи романа не единожды появятся на сцене. А вот самого Толстого мы почти не увидим: короля будет делать свита из ближайшего круга и первая леди – пожалуй, главное действующее лицо постановки – Софья Андреевна Толстая. Прима Евгения Симонова надрывно и сильно воплотила трагедию женщины, которая выходила замуж за возлюбленного, а в итоге оказалась женой гения, на которого претендует вся Россия. В родном доме она как чужая: в борьбе за любовь и внимание мужа ей приходится жестко конкурировать не только с персонажами, порожденными разумом гения и отчасти захватившими его, но и с живыми людьми – собственной дочерью, демоническим помощником Чертковым.
В общем, перед нами история семейства, которое несчастливо по-своему, как и пророчил писатель.
Сценография лаконична и скупа на тона, даже стог сена – и тот безрадостного мышиного цвета, но тем отчетливее сигнализируют о грядущей беде алые перчатки Карениной. Режиссер при этом умудряется эффектно разряжать напряжение неожиданными находками, вроде совершенно чудесного пса или неожиданно абсурдной летучей мыши. Конечно, те, кто предпочитает не заглядывать за изнанку жизни великих людей, могут задаться вопросом: а зачем все это вообще нужно – что ж, их право. Но у создателей явно нет намерения преподнести зрителю какую-нибудь нелицеприятную сенсацию, они искренне стараются разглядеть за парадным портретом нечто большее. В деликатности, уважении и любви к своим и чужим героям им точно не откажешь, так что попытка, на наш взгляд, однозначно удачная.
Театр.DOC. 24+ (Возрастное ограничение). Режиссер Михаил Угаров
Хронотоп: наше время; Россия
О чем: о превратностях взаимоотношений
Продолжительность: полтора часа
Даты: 14, 24 февраля
Обаятельная постановка отчасти напоминающая гиперболизированного Вуди Аллена, полная фирменного узнаваемого юмора молодого драматурга Максима Курочкина. Сюжет стар как мир: любовные треугольники, двое героев, трое героинь, бывшие и несбывшиеся любовники делят друг друга и никак не могут поделить поровну, так, чтобы никому не было обидно. Фокус здесь, во-первых, в том, что это без пяти минут вербатим, причем автобиографический, поскольку многое из показанного действительно происходило с самими актерами, а во-вторых, в притягательной силе публичного интима (в прямом и переносном смысле), который мы наблюдаем. Интим получился очень естественным (конечно, не с точки зрения «традиционных семейных ценностей»), по-хорошему глумливым и забавным, а главное – достоверным.
Можно констатировать, что авторам удалось показать, как раньше писали в газетах, «чем живет сегодняшняя молодежь». Конечно, наверняка найдутся те, чьи чувства оскорбит редкий матерок или чрезмерная откровенность, кому-то недостанет глубокой духовности и высоких смыслов – в общем, советуем заранее рассчитать свои силы и взвесить ожидания, чтобы не уйти разочарованными. Ну а всем, кто не прочь поиграть в театрального вуайериста и порадоваться очередной удаче Театра.doc, в который раз доказавшего свою состоятельность, – добро пожаловать и приятного просмотра. Да, и чуть не забыли о чеховском правиле ружья, висящего на стене: почти всю сцену занимает кровать – так вот, берегитесь: она «выстрелит».
Мастерская П. Фоменко. Летние осы кусают нас даже в ноябре. Режиссер Сигрид Стрем Рейбо
Хронотоп: когда угодно и где угодно
О чем: об изменах и прочих скелетах в шкафу
Продолжительность: полтора часа
Даты: 15, 24 февраля, 9, 14 марта
На сцене трое: муж, жена и близкий друг семьи. Из декораций – хорошая мужская обувь, пластиковые стулья из летних кафе, кулер с водой и проектор с крупными титрами. За кадром при этом остается довольно много второстепенных персонажей – изображать их, пусть и безмолвно, время от времени придется кому-то из зрителей. Зал, надо сказать, доверие оправдывает и с задачей справляется весьма охотно. Да, еще одно действующее лицо, правда, неодушевленное, но однозначно заслуживающее упоминания – сумка-самобранка, она во всех отношениях полна сюрпризов и доставит по ходу спектакля немало радости. По мере развития действия, в ироничной беседе этих троих, поначалу кажущейся весьма пространной и абстрактной, довольно быстро оформляется главная интрига: у кого в гостях все-таки был некий невидимый Маркус, о котором все говорят?.. Попутно, как это заведено у Ивана Вырыпаева, а именно он автор пьесы, всплывает множество абсурдных вопросов, тем и идей, которые ему, очевидно, хочется вынести на обсуждение со всем человечеством. В результате мы получаем крепкий полуторачасовой коктейль из семейного ситкома, артхаусной мелодрамы о дружбе, любви и духовном поиске и остросюжетного закрученного детектива, по уровню напряжения и авантюрности не уступающего фильмам Гая Ричи или хорошему поединку в «Мафию», когда совершенно невозможно наверняка определить: кто же все-таки врет? Рекомендуем не перенапрягаться в попытках решить эту головоломку вместе с героями: истина, как утверждалось в одном хорошем сериале, все равно окажется «где-то там».
Гоголь-центр. Хармс. Мыр. Режиссер Максим Диденко
Хронотоп: всегда и везде
О чем: о мыре
Продолжительность: 1 час 40 минут
Даты: 17 февраля
Цирк, мюзикл, кабаре, театр пластической драмы – да так ли важен жанр, если речь идет об оммаже Даниилу Хармсу, одному из самых великих и трагических безумцев русской культуры. Режиссер Максим Диденко работает с полярными, на первый взгляд, текстами: казалось бы, где Хармс, а где, например, Бабель, по которому в ЦИМе поставлена фантастическая «Конармия». Но, если вдуматься, общего не так и мало: та же страшная эпоха, тот же трагический исход… Абсурдный, фарсовый, сумасбродный хармсовский мир воплощается на сцене более чем убедительно. Нелепые масочные персонажи в самом деле как будто вывалились со страниц книги и пошли куролесить и беспредельничать к восторгу публики, пиная друг друга, закидывая ноги и отрывая руки.
Ни одной случайной детали, в каждой – отсылка, аллюзия, реплика: от супрематических абстракций до летящих палочек и падающих старушек. Кроме того, создается впечатление, что режиссер не забыл и про современную культуру в лице артистов, скажем так, со странностями: в облике злодея Ракукина смутно угадывается сценический образ легендарного Кима Петерсона, более известного как King Diamond, который славился своими безумными музыкальными хоррор-шоу, а эффектный Евгений Даль в такой психоделической атмосфере смотрится словно вылитый Ричард Джеймс (Aphex Twin). Действие движется и меняется с высокой скоростью, звучит живая музыка, как мы любим, жаль только, что поют и даже говорят в микрофоны. Нелепые наряды, дурацкие физиономии, дикие диалоги, шары вместо голов и девочка на шаре, а у кого-то и вовсе бульдожья морда – и чем дальше,тем сильнее уверенность, что это не просто инсценировка, а именно так и выглядела действительность в глазах Хармса и его соратников по обэриутскому цеху.
Центр имени Вс. Мейерхольда. Топливо. Режиссер Семен Александровский
Хронотоп: от 1980-х до наших дней; от Еревана до Нью-Йорка
О чем: поучительная история успеха из первых рук
Продолжительность: один час
Даты: 6 марта
В обозримом будущем «Топливо» можно поймать только в ЦИМе, где спектакль покажут в рамках программы «Маска плюс» фестиваля «Золотая Маска». Очень советуем поохотиться за билетами на эту постановку санкт-петербургского Pop-up Театра, потому что она – отличный пример того, как можно обойтись минимальными сценическими средствами и при этом заставить полтора часа сидеть с открытым ртом и жадно ловить каждое слово. Всего-то и нужно, что хороший актер, интересный текст и практически незаметная неискушенному взгляду, но на самом деле тонкая и продуманная режиссура. На сцене обаятельный Максим Фомин из питерской Мастерской Григория Козлова от первого лица излагает биографию реального героя: Давид Ян, 1968 года рождения, бизнесмен, основатель компании ABBYY, широко известной программными продуктами Lingvo и FineReader (по некоторым оценкам, выручка компании за минувший год – порядка 100–200 млн долларов).
В основе пьесы лежит живое интервью с Давидом, и, как ни странно, то, что мы слышим, легко даст фору многим опусам современных драматургов. Живой, ироничный, мастерски собранный и озвученный текст затягивает, как воронка. Ни реквизита, ни декораций, только видеоэкран, на котором время от времени возникает заранее записанный Фомин-Ян, вступающий в диалог с собой реальным – прием несложный, но крайне эффективный, разбавляющий минималистичное действие дополнительной виртуальной глубиной. Создать что-то настолько простое и действенное – задача нетривиальная, и когда видишь, как оно начинает работать, поражаешься, насколько гармонично сложились немногочисленные компоненты, образовав то самое искусство.
«The Vanderlust»