21 Апреля 2021
Умный, изысканный спектакль
При всем разнообразии театров и репертуара (меньшем, но все же) комедий в них очень мало. Прежде всего, по причине скудости соответствующего материала. Как говорит Дмитрий Быков, идеальной комедии для 21 века еще не написано. Юмор ее должен быть тонким, а объектом высмеивания сама абсурдность человеческого бытия, а не чья-то наивная ревность или чрезмерное богатство. Потому – Мольер, к нему театры и обращаются чаще всего. Другая причина тоже понятна – давно известно, что рассмешить зрителя гораздо сложнее, чем выжать слезу. При том, что комедии с некоторым пренебрежением называют легким жанром. Ох, уж эти живучие стереотипы, ряд можно продолжать до бесконечности: серый – скучный, неспешность – занудство и т.д. Карбаускис не разрушает стереотипы (он вообще не разрушитель по своей природе), но наполняет их другим смыслом. Рецепт – ноу-хау, хотя ингредиенты вроде бы налицо.
Обратившись к Мольеру, в Маяковке берут его в переводе того же Дмитрия Быкова. Текст блестящий! Остроумный, насмешливый, с множеством отсылок и к сегодняшнему дню, и к классике. Но одного текста мало. Легкость и колкость быковского слога наполняется объемом за счет выразительных пауз, ситуативных мизансцен и интонационной окраски. Спектакль очень актерский, в нем важен ближний план. Анатолий Лобоцкий, Артист с большой буквы и с бездной мужского обаяния, упоительно играет стареющего дворянина Арнольфа, вознамерившегося вырастить идеальную жену из своей юной подопечной. В старчество, глядя на Лобоцкого, не верится от слова совсем, хотя стоп-кадр с уходящей вдаль фигурой, с полусогнутой спиной и сеткой-авоськой в руке фотографически красив. Спектакль вообще красив, той прибалтийской сдержанной красотой, которая проявляется в аскетичной сценографии, в оттенках стильного монохрома в одежде, в изысканных деталях костюмов, как например, красные каблуки на ботинках Арнольфа (сама носила бы, не снимая, хочу!). Наталья Палагушкина так играет безропотную сиротку Агнесу, что мы прыскали со смеху, невольно провоцируя ее, чтобы расколоться, но нет, конечно, такому не бывать. В роли Ораса, ее молодого возлюбленного, - Станислав Кардашев, студент выпускного курса мастерской Карбаускиса, которого я запомнила по «Обыкновенной истории» в ГИТИСе (отличный спектакль!) и, надеюсь, что он останется в труппе театра, играет он азартно, с пылкостью и ярко.
«Невидимая» режиссура Карбаускиса сродни фокуснику, который проявляет то, что скрыто в этой классической комедии воспитания. В замысле Арнольфа «что-то пошло не так» не потому, что насильно мил не будешь, и не потому, что побеждает молодость, а потому, что если следовать исключительно инструкциям, выполняя все по правилам (а все герои так и действуют), то результат может быть либо противоположен ожиданиям, либо вовсе его не быть. Умный, изысканный спектакль.
Оригинал статьи