Театральный центр На Страстном
Фестиваль Коляда-театра
Дата: до 2 февраля
В этом году один из лучших российских региональных театров привез в Москву почти полсотни спектаклей. В числе проверенных временем хитов (их столичные фанаты Николая Коляды готовы пересматривать из года в год) – «Ревизор», «Гамлет», «Вишневый сад», «Трамвай «Желание», «Маскарад»; среди премьер – «Калигула», «Носферату», «Дурак и дурнушка». А из постановок, что тронут сердце и, скорее всего, доведут вас до слез и катарсиса, особо отметим «Оптимистическую трагедию».
Центр имени Вс. Мейерхольда
Яга.Doc
Дата: 23 января
Помните нашумевший хоррор «Ведьма из Блэр»? «Яга.Doc» отчасти из той же серии: грамотно смикшированные свидетельские показания, документальные фото и видео и аутентичный саундтрек сливаются в пугающе достоверную историю о том, чем может закончиться тотальное погружение в исследуемый материал.
А начнется все совершенно невинно – с безопасного, казалось бы, желания как следует изучить фольклорные корни, но вскоре оно заведет героев на территорию потустороннего, где никому, от кого пахнет «русским духом», не выжить…
Центр имени Вс. Мейерхольда
Дневник Колобка
Дата: 2 февраля
Не обманитесь наличием сказочного персонажа в названии: возрастной ценз перформанса Яны Туминой и Павла Семченко – 18+. А побег Колобка, в отличие от общепринятого варианта, трансформируется здесь в экзистенциальное скитание: он уходит, чтобы вернуться, но и сам беглец, и покинутый им дом уже никогда не будут прежними.
Центр имени Вс. Мейерхольда
Мельников. Документальная опера
Дата: 9 февраля
Ежегодно день рождения Мейерхольда в ЦИМе ознаменовывается оммажем русскому авангарду, и на этот раз им станет документальная опера «Мельников», созданная на основе архивов выдающегося архитектора, его писем, воспоминаний, дневников.
Константина Мельникова играет замечательный Игорь Ясулович, среди окружающих его действующих лиц – Хор молодцов и Хор сволочей (так Мельников называл своих доброжелателей и гонителей соответственно), а одна из главенствующих ролей отведена музыке, и она местами придает опере масштаб чуть ли не античной трагедии.
Мастерская Петра Фоменко
Путь к сердцу
Даты: 24 и 31 января, 4 и 22 февраля
Всего один час, всего один актер (а это настоящий бенефис блестящего Игоря Войнаровского!) – и море удовольствия от камерной, остроумной и невероятно обаятельной постановки о том, через что лежит и куда ведет путь к сердцу. Поначалу может показаться, что история любви неуклюжего преподавателя к роковой студентке вот-вот обернется слезливой мелодрамой или, наоборот, леденящим триллером, но нет – все намного тоньше и неожиданнее.
И с нетерпением ждем в Фоменках премьеру Евгения Каменьковича «Седьмой подвиг Геракла» по Михаилу Рощину – она намечена на конец января – начало февраля, но подробности пока держатся в строгом секрете.
Театр имени Вл. Маяковского
Старший сын
Даты: 24–25 января, 14 февраля
«Старший сын» Александра Вампилова – одна из жемчужин советской оттепельной драматургии; снятый по ней в середине 1970-х фильм Виталия Мельникова – один из шедевров нашего кинематографа; и хотя для театров эта пьеса не в новинку, есть все основания полагать, что с появлением «Старшего сына» в репертуаре Маяковки мы обретем весомый повод для зрительской радости.
Тем, кто подзабыл сюжет, напомним: в поисках ночлега двое молодых людей решают воспользоваться простодушием немолодого отца семейства, и один из них выдает себя за его внебрачного сына. Наивный и трогательный Сарафанов (его – внимание! – играет Игорь Костолевский) готов распахнуть перед ним не только двери своего дома, но и сердце, и это испытание человечностью навсегда меняет судьбы героев.
Электротеатр Станиславский
Помолвка
Даты: 29–30 января
Первое в мире драматическое произведение на иврите – «Цахут Бдихта де-Киддушин» Йегуды Соммо – датируется XVI веком, и именно к нему обратились режиссер Григорий Зельцер и исследователь еврейской мысли Ури Гершович, чтобы создать по его мотивам многоуровневый авторский текст, полный исконных и новоприобретенных философских идей. Так и возникла «Помолвка», и для ее инсценировки выбрали, конечно, Электротеатр – идеальное место для реализации экспериментальных форматов.
С одной стороны, нас ждет без пяти минут фарс – почти традиционная комедия дель арте о превратностях любви. С другой, чем глубже мы будем погружаться в происходящее, тем отчетливее начнут проступать скрытые смыслы, и окажется, что комедийная линия – лишь формальное прикрытие для серьезнейших размышлений о законах мироустройства.
Электротеатр Станиславский
Книга Серафима
Даты: 20–22 февраля
Еще одна необычная премьера Электротеатра. В опере Александра Белоусова замиксованы поэма Уильяма Блейка «Книга Тэль», где героиня ищет причины своей девичьей тоски, а в итоге находит источник людских страданий, и глава «У Тихона» из «Бесов» Достоевского, где Николай Ставрогин беседует с архиереем Тихоном о своей греховности. Что у них общего? – спросите вы, и мы ответим: тема желания, движущего человеком на его земных путях. В «Книге Серафима» оно трактуется не только как мощнейшая жизненная сила, но и как инструмент, способный как возвысить, так и погубить своего обладателя – на оба случая у оперы найдется свой лейтмотив.
Театр на Таганке
Lё Тартюф. Комедия
Даты: 30–31 января, 21 февраля
Таганка продолжает уверенное движение по восходящей и начинает 2020-й со спектакля Юрия Муравицкого «Lё Тартюф. Комедия», где к карнавальному гротеску а ля France неожиданно добавится эстетика панк-рока. За сценографию и костюмы отвечает Галя Солодовникова (у нее, как мы знаем, все работы на высший балл), а вот хрестоматийного лицемера сыграет Роман Колотухин – думаем, эта роль станет его звездным часом.
Муравицкий же обещает, что его «Lё Тартюф» каждому даст возможность увидеть себя со стороны в максимально смешном и честном ракурсе, – ждем и предвкушаем.
Студия театрального искусства
Фестиваль «15 лет за 15 дней»
Даты: с 31 января по 16 февраля
В честь своего 15-летия СТИ запускает фестиваль-марафон: в его рамках за две недели один за другим здесь покажут все 15 репертуарных постановок, от камерной «Киры Георгиевны» до «Одного дня в Макондо», что действительно длится целый день – 9 часов.
Но главный сюрприз впереди: в конце февраля Женовач выпустит «Старуху» по одноименной повести Хармса – вот это, мы надеемся, будет бомба.
Гоголь-центр
Петровы в гриппе
Даты: 6–9 февраля
Семейство Петровых болеет, столбик ртути на градуснике зашкаливает – и реальность уступает место фантасмагории, подсознание рвется наружу, обретая долгожданную свободу, а полубредовые видения выглядят намного убедительнее яви…
С текстом шикарного романа Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» режиссер Антон Федоров (кто не видел его «Ревизора» в «Около», сходите, не пожалеете) справляется затейливо и лихо, отправляя нас в галлюциногенный трип по внутренним мирам папы, мамы и сына, которые то ли сами сходят с ума, то ли стремятся свести с ума окружающих. Похоже на игру-бродилку по инфернальным мирам: вместе с персонажами мы колесим в синем троллейбусе, покупаясь на призрачные развязки – как, и это еще не все?!. Прекрасный актерский состав, отличный саунд, впечатляющая работа художника Саввы Савельева – виртуально погрипповать в такой компании одно удовольствие.
Практика
Посадить дерево
Дата: 13 февраля
«Посадить дерево, построить дом, вырастить сына» – неуклонно следуя этому расхожему правилу, главный герой решает приобщить к нему своего отпрыска, ради чего и выезжает с ним в поля, прихватив с собой многообещающий саженец яблони. Молодой человек не слишком рад предстоящей миссии, и, как по заказу, в какой-то момент все пойдет не так: поле оказывается не совсем полем, саженец – не совсем саженцем, да и отец с сыном внезапно меняются ролями. Кстати, о ролях: их исполняют реальные отец и сын – Михаил и Николай Ефремовы, и это уже гарантирует «Дереву» аншлаги, но и их «оппоненты» по сцене Олег Тополянский и Сергей Карабань достойны самых высших похвал.
В январе и феврале показы пройдут также в Театре Пушкина и в Театре Моссовета.
РАМТ
Ромео и Джульетта
Даты: 14 и 28 февраля
Шекспировский магнетизм неиссякаем, и молодые творцы XXI века берутся за него с не меньшим энтузиазмом, чем их многочисленные именитые предшественники. Постановщик «Ромео и Джульетты» Егор Перегудов уверяет, что они с командой постарались дистанцироваться не только от стандартных атрибутов типа шпаг и смертоносных склянок с ядом, но и от привычных классических трактовок. Правда, трагического исхода двум любящим сердцам не миновать, но вот рассказана их история будет совсем по-новому.
ВИНЗАВОД
Иммерсивный проект «Между нами»: «Pillow Talk. Разговоры с подушкой» и «Voicing Pieces. Звуковой триптих»
Даты: с 14 февраля до 1 марта
ВИНЗАВОД принимает у себя сразу два интерактивных спектакля, вошедших в совместный проект турецкого режиссера Бегюм Эрджияс и импресарио Федора Елютина.
На «Pillow Talk» все начнется с… выбора подушки. Доверьтесь интуиции и устраивайтесь поудобнее: под аккомпанемент лесных звуков вы поведете диалог то ли с искусственным интеллектом, то ли с таинственным невидимкой, то ли с самим собой – разобраться непросто, но вы разберетесь.
На «Voicing Pieces» все тоже необычно: здесь вас поджидают три скульптуры, и вам нужно засунуть голову в одну из них и следовать простым и внятным указаниям, что приведет к рождению истинной аудио-магии. Почему вы произносите именно эти слова? Ваш ли это голос, и отчего он звучит так странно? Не прокрался ли сюда кто-то неведомый? – не торопитесь с ответами, просто прислушайтесь к себе…
Театр на Малой Бронной на сцене Дворца на Яузе
Лунная масленица
Даты: 15–16, 29 февраля
Творческий альянс постановщика Филиппа Григорьяна и драматурга Павла Пряжко радовал нас уже не раз, думаем, что и «Лунная масленица» не станет исключением. Сюжет ее кажется обманчиво легким: старшее поколение попадает в беду, младшее спешит на выручку, не смутившись, что нужно проделать путь до Луны. Но в какой-то момент повествование оборачивается жесткой, мудрой и ироничной притчей и превращается для каждого смотрящего в правдивое зеркало без прикрас и компромиссов.
МХТ им. А.П. Чехова
Чайка
Даты: 28–29 февраля
Знаковое событие для МХТ и всей театральной общественности: в год 160-летия Чехова в Художественный театр возвращается «Чайка». Ставит ее Оскарас Коршуновас, обладатель множества престижных международных наград и премий и большой любитель актуализировать классику, а задействованы в спектакле ведущие мхатовские звезды: Дарья Мороз, Игорь Верник, Станислав Любшин, Евгения Добровольская, Паулина Андреева и многие другие. Говорят, нас ждет новая формула «Чайки», равная формуле нашего времени, а какие элементы и символы в нее войдут, узнаем уже совсем скоро.
Фото: Bea Borgers, Elodie Dauguet, Александр Иванишин, Александр Куров, Олимпия Орлова, Ира Полярная, Сергей Петров, Дарья Ястребова
«The Vanderlust»