Современник
Амстердам
Даты: 17–19, 24–25 января, 3–4, 10 февраля
Есть все основания прочить этому спектаклю овербукинг: в главной роли – Михаил Ефремов, и это без комментариев!.. Играет он важного человека по фамилии Скворцов, который волею судеб оказался в Амстердаме и сразу же столкнулся там с таким возмутительным для него явлением, как гей-парад.
Появление родного сына в боевой раскраске под радугу и в компании одетого в платье мужчины по имени Долорес и вовсе не может порадовать отца с консервативными взглядами и казацкими корнями, и Скворцов немедленно вступает в неравный бой с чуждыми ему нравами... Ефремов – Артист с большой буквы, и смотреть «Амстердам» в первую очередь стоит ради него, но оцените заодно потенциал молодого актера Евгения Павлова, сыгравшего того самого злополучного Долорес, роль у него феерическая.
Гоголь-центр
Персона
Даты: 20 января, 21 февраля
Сценическая интерпретация знаменитой картины Бергмана: режиссер Лера Суркова, в ролях Ольга Науменко, Юлия Ауг, Мария Селезнева. Для тех, кто не видел фильма (к слову, снят он был ровно пятьдесят лет назад), в двух словах сюжет: на ровном месте, без видимых к тому причин известная и вроде бы благополучная актриса впадает в молчаливый ступор – то ли не в состоянии, то ли просто не хочет больше говорить.
И тогда рядом с ней оказывается медсестра, чья исповедь может стать для странной пациентки самой действенной терапией… Фокусов и спецэффектов не ждите, но поклонники актерского мастерства и качественной драматургии придут в восторг.
Московские жилые квартиры
В гостях. Европа
Даты: 21–22, 26–29 января
По какому адресу приходить, вы узнаете, когда приобретете билеты, но в любом случае это будет обычная московская квартира, хозяева которой решили принять у себя в гостях незнакомых людей. В прошлом году проект «В гостях. Европа» стал однозначным хитом фестиваля TERRITORIЯ, желающих поучаствовать в нем, оказалось с избытком, поэтому решено было сделать дополнительные зимние показы.
Создатели проекта – германская театральная компания Rimini Protokoll – хорошо известны нам по спектаклю-променадуRemote Moscow, но в этой театрализованной игре никакие прогулки не предусмотрены, вам нужно лишь поддерживать беседу и участвовать в неких общих действиях. Казалось бы, ничего особенного, но так ли уж легко быть одновременно и зрителем, и актером?.. Да и предлагаемые темы и процессы, возможно, таят в себе провокации…
Центр имени Вс. Мейерхольда
Тело авангарда
Даты: 22 января
Этот вполне себе фестивального формата спектакль крепко привязан к именам двух лидеров в области авангардного театра и кино: Мейерхольда и Эйзенштейна. Пластический перформанс, биомеханический цирк с мультимедийными элементами – такое у нас увидишь нечасто, поэтому не стоит упускать возможность.
«Тело авангарда» представляет собой довольно эффектное, эмоционально напряженное действо, созданное не ради трюков в чистом виде, а ради осмысления социально-исторического контекста, в котором какое-то время пыталась развиваться наша культура, в том числе и театральная. Есть на что посмотреть и над чем подумать, спасибо режиссеру Дмитрию Мелкину.
СТИ
Мастер и Маргарита
Даты: 29, 31 января, 1, 11, 17, 25 февраля
До премьеры никаких подробностей выведать не удастся – все держится в строгом секрете, пока неизвестно даже распределение ролей. Можно погадать и предположить, что Алексей Вертков сыграет Мастера, Мария Шашлова – Маргариту, а Иван Янковский – Ивана Бездомного, например, хотя желателен самый неожиданный расклад.
Режиссер Сергей Женовач ничего не рассказывает, лишь намекает: по его словам, это «прежде всего история любви, которая обычно, к сожалению, уходит на второй план». «Мастер…» – уже как пару лет одна из самых предвкушаемых премьер. Кстати, в самом СТИ говорят, что подобного спектакля у них еще не было и почерк Женовача в нем неузнаваем.
Театр Наций
Иванов
Даты: 30 января, 1–3 февраля
После глухонемых «Трех сестер» все с нетерпением ждали, что Тимофей Кулябин сделает с чеховским «Ивановым», и получилось у него так умно, талантливо и сильно, что остается только рукоплескать. Из конца XIX века действие переносится в наши дни – прием известный, но вся штука в том, как это сделано. Тезис о неувядаемости классики давно набил оскомину, и чтобы понять, насколько он справедлив, нужно увидеть эту драму рефлексирующего героя, погрязшего в моральных и материальных долгах, хорошего, в общем-то, человека, страдающего и обрекающего на страдания других.
Вместо имений и усадеб – квартиры, дачи и офисы, антураж и детали убедительно живописуют усредненный обывательский быт, но главное – то, что когда-то происходило с чеховскими героями, один в один совпадает с тем, что происходит сегодня с нами. Актерский ансамбль практически безукоризнен и полон громких имен: Миронов, Хаматова, Вержбицкий, Боярская, потрясающий Игорь Гордин в роли Лебедева – уже ради него одного «Иванова» хочется немедленно повторить.
Мастерская Петра Фоменко
Амфитрион
Даты: 2–3 февраля
Пьеса Мольера в постановке французского режиссера Кристофа Рока, руководителя Театра дю Норд в Лилле. Своего рода рекорд продуктивностидля Мастерской: время пребывания Кристофа в Москве было строго ограничено, и «Амфитрион» делался в максимально сжатые сроки. Это переделка античной пьесы Плавта с сатирическим подтекстом, понятным и прозрачным для современников Мольера. Здесь, как и в оригинале, действует Юпитер-соблазнитель, посягнувший на жену Амфитриона, только в мольеровском варианте под богом подразумевается Людовик IV. Вообще-то, это комедия, но Рок склонен толковать божественный (или начальственный) произвол в серьезном ключе, поэтому настраивайтесь, скорее, на драму. В ролях – весь фоменковский цвет, от сестер Кутеповых до Владимира Топцова.
РАМТ
Свои люди – сочтемся
Даты: 2, 8 февраля
Когда-то эта пьеса Островского так возмутила Николая I, что он ее запретил – видимо, герои-аферисты и сам факт существования в России отлаженных мошеннических схем сильно впечатлили императора. И все же судьба комедии (а ее сам Лев Толстой назвал чудом!), оказалась долгой.
Так как с чутьем на злободневность у РАМТ все в полном порядке, спектакль стоит смотреть с оглядкой на день сегодняшний: хотя его герои – типичные представители купечества середины XIX века, проблематика пьесы выходит за рамкисословных и временных границ. Главный герой, чтобы спасти свои капиталы, придумывает хитрый ход: находит «своего человека», переписывает на него имущество, женит на родной дочери – как говорится, все в дом, но тщательно продуманная комбинация дает течь…
Театр им. Маяковского. Сцена на Сретенке
Изгнание
Даты: 3–4, 12, 24 февраля
Не удивляйтесь, увидев на афишах Фредди Меркури, речь пойдет вовсе не о лидере группы Queen, а о людях, сделавших свой выбор не в пользу родины – о мигрантах. Чтобы история вышла максимально достоверной, драматург Марюс Ивашкявичюс почти месяц провел в Лондоне, с головой уйдя в проблемы экс-литовцев, погнавшихся за красивой западной жизнью, но нашедших… Вот тому, что они нашли и что потеряли, и посвящен спектакль, где грустное и смешное идет рука об руку, как в жизни. При чем здесь Меркури, спросите вы? При том, что для одного из героев именно он становится компасом, маяком, путеводной звездой в чужом равнодушном мире, а песня God is Heavy выбрана недвусмысленным лейтмотивом ко всему происходящему.
Театр имени Пушкина
Апельсины & лимоны
Даты: 9–10, 16, 21 февраля
Юбилей Веры Алентовой в театре решили отметить выпуском бенефисного спектакля по пьесе Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка» об актрисе, оставившей подмостки и так тоскующей по сцене, что собственную жизнь она превращает в бесконечное представление, вовлекая в игру друзей и домочадцев.
Чувствует ли героиня Алентовой грань между своим артистическим вымыслом и реальной жизнью, или они слились воедино и весь мир в буквальном смысле стал для нее театром? Поиск ответа на этот вопрос может превратиться в довольно занимательный интеллектуальный квест – зрителю предстоит самому распознать, где игра, а где реальные эмоции… Режиссер – сам Евгений Писарев, так что все приятные предвкушения, думаем, будут оправданы.
МХТ, Основная сцена
Дракон
Даты: 10–11, 24 февраля
Константин Богомолов инсценировал знаменитого шварцевского «Дракона», пьесу-притчу о тирании и искушении властью. Судя по всему, со зрительским ожиданием он опять обойдется с присущей ему лукавостью: заявлено, что это будет история не о власти, а о том, что «розовый цвет страшнее черного, ночь яснее дня, безумие – самый разумный выбор, когда ничего нельзя поделать, а лучшее украшение девушек – скромность и прозрачное платье».
Доказывать справедливость этих абсурдных, на первый взгляд, положений станут с песнями и танцами, а также непререкаемым авторитетом самого Олега Табакова, задействованного в одной из ролей. Следом начинаем ждать появления на МХТовской сцене самого Богомолова – он сыграет в спектакле Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Премьера запланирована на весну, художник по костюмам – Гоша Рубчинский, композитор – Земфира.
Практика
Преследователь
Даты: 11–12 февраля
На февраль у «Практики» припасен новый козырь: спектакль по мотивам маленькой повести Хулио Кортасара, поставленный совместными усилиями сразу двух Мастерских: Дмитрия Брусникина и Олега Кудряшова. Поскольку творческие подходы у команд очень разные, создатели довольно долго искали общий язык и заодно в процессе поиска так капитально перелопатили текст, что от оригинала мало что осталось.
На всякий случай напомним, что прототипом главного героя для Кортасара послужил знаменитый джазмен-саксофонист Чарли Паркер по прозвищу Птаха, но как расставят акценты здесь, еще неизвестно. Скажем лишь, что одну из ведущих ролей играет брусникинец Алексей Любимов, которого нередко можно увидеть с саксофоном, но не спешите с выводами: в какой ипостаси он выступит, пока остается загадкой.
Электротеатр Станиславский
Тартюф
Даты: 11–13 февраля
И снова о Мольере и его хрестоматийном «Тартюфе», скандальном, запрещенном, вечном, как вечны, к сожалению, ханжество и двуличие. Очень любопытно, что сделает с этой горькой комедией один из интереснейших наших режиссеров Филипп Григорьян – для него, к слову, это дебют в Электротеатре.
Пока скажем, что те, кому текст хорошо знаком, удивятся его звучанию, сценография тоже впечалит даже искушенную публику, а персонажи станут перевоплощаться и перемещаться во времени, так что не изумляйтесь заявленным в программке казакам. Многие аналогии будут прозрачны и понятны, даже если вы не особо сильны в истории, ну а о том, что «Тартюф» – хорошая прививка от самообмана, и говорить не приходится.
Электротеатр Станиславский
Перед заходом солнца
Даты: 18–19 февраля
Пожалуй, один из самых красивых спектаклей Электротеатра, но красота эта готичная, жуткая, и возникающее с первых же минут предчувствие тревоги вас не обманет. Алый свет, обугленная мебель, сгоревшие книги – все это символы испепеляющих страстей, истлевающих душ. И люди тут пугают: алебастрово-белые лица-маски, странные одежды – то ли сектанты, то ли инквизиторы, то ли гигантские куклы.
Каждый из них и впрямь окажется марионеткой в руках обстоятельств, судьей и палачом одновременно, и кого жалеть и жалеть ли вообще, решать вам. В основе интриги лежит пресловутый мезальянс: почтенный богатый вдовец влюбляется в юную племянницу садовника, его возмущенные дети делают все, чтобы они расстались. Но пьеса Гауптмана не просто семейная драма, она создавалась, когда Европу уже окутывал тоталитарный мрак, и не случайно ряды парт на сцене отсылают к «Мертвому классу» Тадеуша Кантора... Перед нами универсальная метафорическая история о подавлении личности, и здесь ее воплотили с таким мастерством, что не проникнуться невозможно.
Фото: Юлия Замятина, Сергей Омшенецкий, Олимпия Орлова, Сергей Петров, Ира Полярная Алексей Трусевич, Сергей Тырышкин, Екатерина Цветкова
«The Vanderlast»