Пресса
27 Декабря 2016

Театральные итоги сезона

Театральные итоги сезона В обзоре театрального блогера и основателя проекта «Сила Культуры» Лизы Лернер.

Театр живет не календарными годами, а театральными сезонами. У каждого счет свой – у Большого в этом году 241-й, у МХТ – 119-й, а у «Ленкома» 90-й. Есть, правда, один театр, измеряющий свою работу годами календарными, – это «Гоголь-центр», начинающий в 2017-м свой 5-й год работы. Мы тоже решили взять календарный год за основу при подведении театральных итогов 2016-го.

Какие спектакли мы смотрели в 2016-м, каких режиссеров ругали, но все равно на них ходили, какой новый театральный термин выучила вся светская Москва и за какими трендами мы наблюдали? Об итогах 2016 года в авторском лонгриде Лизы Лернер – театрального блогера и лидера проекта «Сила Культуры».



«Брусникинцы» – по-прежнему главный театральный тренд года

«Мастерская Дмитрия Брусникина», или «брусникинцы» – это театр, родившийся на базе курса Школы-студии МХАТ. Артисты «загремели» еще задолго до выпуска. И если в прошлые годы они уже не сходили с культурных полос, открывая юбилейную «Золотую маску» и играя в эфире «Дождя», то сегодня «брусникинцы» на слуху не только у театралов, а у всей Москвы.

Удерживая лидерство среди трендсеттеров театрального мира, они воплощают на сцене разные художественные жанры и открыты к полярным направлениям в искусстве. В 2014-м все началось с первого иммерсивного спектакля в Москве – «Норманска» Квятковского и актуальной до боли в связи с событиями на Украине «Конармии» Диденко, а в 2015-м они разбили нам сердца своим environment-спектаклем «СЛОН» Стадникова о Соловецком лагере особого назначения. В 2016-м же они начали ставить моноспектали.

«Кандид», постановка Е. Бондарь.


«Дон Кихот. Послевкусие», сыгранный в сентябре на сцене «Боярских палат СТД», – даже не спектакль, а нечто эфемерное и сказочное. 30-минутный моноспектакль на 10 человек в самом центре Москвы уводит далеко от будничной суеты и действительно оставляет сладкое послевкусие.

«Истории об истории» Новиковой, «Девушки в любви» Кретовой, «Кандид» Бондарь, «Чапаев и Пустота» Диденко – абсолютно разные постановки, которые объединяет лишь то, что это премьеры «брусникинцев» этого года. Угнаться за ними невозможно, на них ставят чаще всех. Потому что зритель знает, что, если идет на «брусникинцев», его ожидает прекрасный вечер. Непонятно только, как при таком количестве премьер в сезон они умудряются не «штамповать», а делать высококачественный продукт?

«Шшшшь» – их новая премьера в «Практике», на этот раз для детей. Это спектакль, где взрослым наконец будет что-то нельзя. А именно – входить в зал.

 Дмитрий Владимирович Брусникин открыл мне тайну, что зимой произойдет спектакль «Евгений Онегин», главная прелесть которого заключается в том, что он будет играться в 2 часа ночи 8 ночей подряд в ресторане «Пушкинъ».

Иммерсивные спектакли «Черный русский», «Вернувшиеся», «Твоя игра» и «Суини Тодд» – экспериментальное потрясение года

Если был бы рейтинг частоты слов, произнесенных в этом году продвинутыми театральными зрителями Москвы, то словосочетание «иммерсивный спектакль» обогнало бы все другие с большим отрывом.

Самым главным примером иммерсивного театра, он же «променад», он же «бродилка», стал спектакль Sleep No More в Нью-Йорке – постановка законодателей жанра, лондонской группы PunchDrunk. Именно его взяли за основу российские продюсеры, придумавшие главные театральные развлечения осени и зимы 2016 – «Черный русский» и «Вернувшиеся».

Иммерсивный спектакль – это не спектакль в общепринятом понимании. Это театральный аттракцион, захватывающий сразу все органы чувств. Ведь immersive – это «создающий эффект присутствия», а значит, зрители не наблюдают за происходящим из зрительного зала, а сами становятся участниками игры. Все как в жизни: герои спектакля находятся рядом с тобой, иногда кормят тебя, трогают и обнимают, разговаривают с тобой и отвечают на твои вопросы.

«Черный русский» стал главным светским театральным экспериментом этой осени, самой модной театральной постановкой. Взял на себя ответственность поставить в такой форме «Дубровского» режиссер Максим Диденко. Евгения Панфилова создала отличные костюмы. Музыка Ивана Кушнира, основанная на народных плачах и хороводах, выросла из рамок спектакля в собственный диск и висит который день в топе iTunes.

Ароматы лапника, французских духов, крови и другие были придуманы специально для спектакля. Еще на нем кормят и наливают. Вкусно. Выручка ресторанов в Малом Гнездниковском переулке резко упала, а несколько ресторанов рядом и вовсе пришлось закрыть. И вы еще спрашиваете, в чем сила культуры?


  «Черный русский», постановка М. Диденко

«Вернувшиеся» – еще один важный иммерсивный спектакль этого года, который громко стартовал 1 декабря. В его основе лежит пьеса «Призраки» Ибсена, долгое время запрещенная в России за свою натуралистичность. Спектакль шокировал общественность своей сексуальностью. Но организаторы утверждают, что, увидите вы оргию или нет, зависит только от вас. Это задумка тесно связана и с текстом Ибсена, ведь там откровенность нужно искать между строк. То, что спектакль 18+, объясняется двумя факторами: во-первых, желанием показать, в какую страшную бездну человека могут завести его желания, и, во-вторых, целью воздействовать на зрителя психологически. Режиссеры спектакля Виктор Карина и Миа Занетти, хореограф-постановщик Мигель и композитор Антон Беляев приблизили постановку к традициям Punchdrunk до того убедительно, что остается желание вновь вернуться в этот дом, потому что неразгаданных загадок осталось множество. Шоу стало хедлайнером фестиваля NET.

Добавим новое слово в копилку модного словаря: оба спектакля сделаны в жанре site-specific, потому что поставлены в альтернативных театральных пространствах – Доме Спиридонова и особняке в Дашковом, 5. Site-specific стал трендом еще в 2013-м, разделившись условно на environment – спектакли в заброшенных цехах – и promenade («Черный русский» и «Вернувшиеся») – предполагающий наличие маршрута, который зрители должны пройти согласно сюжету.

В конце декабря Москву ждет первый иммерсивный мюзикл – «Суини Тодд» в постановке обладателя «Золотой маски» Алексея Франдетти в Театре на Таганке. Иммерсивность в этом году была везде. На Experimental Music & Art Expo целый день посвятили иммерсивной музыке. Слушатели поняли – здесь все серьезно: среди спикеров, обсуждавших ее будущее в России, был профессор филологического факультета МГУ и старший научный сотрудник Политехнического музея.

Но началось все иммерсивное в этом году с главного спектакля этого лета – «Твоя игра» Федора Елютина в ТЦ «Цветной», где импресарио предложил Москве посмотреть на себя со стороны. На него стоит сходить каждому, потому что он элементарно полезен. Спектакль играется для одного зрителя – для вас.

Цикл «Звезда» – главное художественное переживание года

Почти год назад на сборе труппы художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников анонсировал цикл «Звезда». Это пять спектаклей о судьбе и творчестве пяти русских поэтов XX века. Постановки от ведущих режиссеров играются на одной сцене в форме звезды.

Все началось в мае со спектакля «Пастернак. Сестра моя – жизнь» в постановке Максима Диденко. Здесь смешаны Никита Кукушкин, Александра Ревенко, Реналь Мухаметов и читающий стихи Вениамин Смехов. Ритуальные и медитативные музыкальные пейзажи Ивана Кушнира и декорации-трансформер, взаимодействующие с телами актеров, художника Гали Солодовниковой наложены на технически сложные элементы физического театра. Именно неоднозначное отношение к творческому наследию Пастернака и привлекли Диденко к созданию этого перформанса. Сам Вениамин Смехов сказал, что этот спектакль «расширяет зрительское умозрение» и назвал его «интеллектуальным цирком». Не обошлось и без масок с рогами – визитки Диденко.

 

«Мандельштам. Век-волкодав», постановка Антона Адасинского


Октябрьский спектакль «Мандельштам. Век-волкодав» был встречен овациями критиков. На сцене под стробоскоп извивались орки, которых режиссер сделал убедительно страшными. Фраза Антона Адасинского, сказанная перед началом: «Приятного просмотра я вам не желаю!», – попала точно в цель. Режиссер настолько верно отразил ужас тоталитарного режима, который «сгноил» поэта, что в конце спектакля руки зрителей тряслись, а из глаз катились слезы ужаса.

В начале декабря нам показали третью премьеру цикла «Звезда» в «Гоголь-центре» – моноспектакль Аллы Демидовой «Ахматова. Поэма без героя». Алла здесь и актриса, и режиссер. Второй режиссер Кирилл Серебренников, он же художник спектакля, придумал для нее отличный образ – элегантное черное платье в пол, массивное кольцо, собранные волосы. Достойный видеоряд, минимальные «спецэффекты», здесь все существует лишь для того, чтобы подчеркнуть смысл «Поэмы» поэтессы модернизма.

Еще два спектакля: «Кузьмин. Форель разбивает лед» в постановке Владислава Наставшева и «Маяковский. Люблю» Кирилла Серебренникова – мы увидим в 2017-м.

Большой театр – важный символ нашего государства и центр мировой музыкальной культуры из года в год

Итоги года были бы неполными без главного театра страны, формирующего правильные эстетические приоритеты и зрительский вкус.

Главным событием 2015 года стал легендарный вечер «Ave Майя», посвященный Майе Плисецкой, с которым по силе и насыщенности нельзя сравнить ни один вечер балета в XXI веке.

В 2016 году Большой театр поразил зрителей программой Amore – на историческую сцену вышла прима Светлана Захарова. Amore – программа из трех одноактных балетов, созданных специально для Захаровой, – «Франческа да Римини» на музыку Чайковского в постановке Юрия Посохова, «Пока не пошел дождь» Патрика де Баны и балет-шутка «Штрихи через хвосты» Маргариты Донлон на музыку Моцарта.

Игорь Чапурин создал костюмы для первого и третьего балета. Дизайнер не первый раз делает наряды для Большого. Он точно знает, как важно для балерины правильное платье, которое лучшим образом представит ее танец, технику и грацию. Игорь говорит о своей работе скромно: «Я подмастерье своих богинь. И моя, и их роль четко мной осознаваема и сформулирована».


  

Большой театр. «Катерина Измайлова», постановка Римаса Туминаса


Пара, исполнившая этой осенью свою любимую оперу «Манон Леско» в декорациях Марии Трегубовой, о которой мы писали уже выше, не могла не тронуть театральный мир – Анна Нетребко впервые выступила на сцене Большого театра, и не просто, а с мужем – Юсуфом Эйвазовым. На пресс-конференции Анна поделилась тем, что в Большом сложная акустика. Но этого в звучании Анны и Юсуфа не заметили ни посетители Большого, ни зрители «Культуры», когда смотрели телетрансляцию.

Очень важной зимней театральной премьерой начала года стала «Катерина Измайлова» на музыку Дмитрия Шостаковича. Режиссером-постановщиком выступил Римас Туминас, художественный руководитель Театра им. Вахтангова, которого мы привыкли видеть в качестве режиссера драматических спектаклей. По всеобщему мнению, оперный дебют – выше всяких похвал. Я смело рекомендовала эту оперу своим друзьям.

Осенняя премьера – опера Бенджамина Бриттена «Билли Бадд» в постановке Дэвида Олдена – вошла в лонг-лист лучших спектаклей по версии Ассоциации театральных критиков. Спектакль создан совместно с Английской национальной оперой и Немецкой оперой. В нем принимает участие детский хор Большого театра. Сильная опера, динамичная, яркая, которую стоит увидеть, названа авторитетными изданиями «серьезным успехом Большого».

Кирилл Серебренников и успех «Ученика»

Режиссер Кирилл Серебренников в этом году был одним из главных ньюсмейкеров не только в театре, но и в кино. Премьера «Гоголь-центра» 2014 года «(М)ученик» получила вторую жизнь в виде кинофильма «Ученик» и завоевала приз за лучшую режиссуру на 27-м кинофестивале «Кинотавр» и независимую Премию Франсуа Шале 69-го Каннского кинофестиваля, которая присуждается картинам, «наилучшим образом передающим действительность нашего мира». В фильме о религии и манипуляции по пьесе Мариуса фон Майенбурга, как и в спектакле, сыграли Виктория Исакова, Юлия Ауг, Александр Горчилин и Александра Ревенко. Но вместо артиста «Седьмой студии» Никиты Кукушкина в роли Вениамина Южина – «брусникинец» Петр Скворцов – оказалось, что Кукушкин не смотрелся в кадре как школьник и благородно уступил роль младшему коллеге.

В том, что Кирилл Серебренников любит делать подобные неожиданные ходы и искусно миксовать то, что никому миксовать не пришло бы в голову, в 2016-м мы убедились еще весной, когда на сцене «Гоголь-центра» состоялась премьера «Машины-Мюллер». Тут и дневники Хайнера Мюллера, и консерваторская публика, которая пришла увидеть на сцене Сати Спивакову, а режиссер и филолог Константин Богомолов – актер.

«(М)ученик», постановка Кирилла Серебренникова


Спектакли про потерю смысла жизни

Странная тенденция, но все больше и больше спектаклей появляется про потерю людьми смысла жизни, по крайней мере я классифицирую их именно так.

Вот некоторые из них.

В Современнике – «Дама» великого драматурга Тадеуша Ружевича в постановке Анджея Бубеня – резонансный спектакль с Мариной Нееловой в главной роли – о том, что даже новое рождение в мире не может спасти человека от дурных мыслей.

В «Гоголь-центре» – «Персона» драматурга Евгения Казачкова, внимательно считывающего современный мир, по мотивам фильма Ингмара Бергмана в постановке Леры Сурковой. Главная героиня – актриса, которую играет Юлия Ауг, также теряет ощущение, что живет правильно и осмысленно.

«Дама», постановка Анджея Бубеня


В Театре наций – «Дыхание» Дункана Макмиллана в постановке лауреата «Золотой маски» Марата Гацалова о семейной паре child-free. Таковы они то ли потому, что боятся, что их ребенок родится, когда мир на грани экологической катастрофы, то ли просто эгоисты. Почему – решать нам.



Константин Богомолов и спектакль года

29 ноября Константин Богомолов написал в своем Facebook, что «получил информацию и затем подтверждение информации о решении худ. руководства театра «Ленком» снять спектакль «Князь» с репертуара. В связи с этим спектакль в декабре будет последним». Помню, как он стоял в афише на январь, но все-таки последний раз состоялся 17 декабря.

«Князь» – это опыт вольного прочтения Богомоловым романа Достоевского «Идиот» в жанре трэш, опыт бескомпромиссный и мрачный. Объявлено, что спектакль сняли по причине пустых залов. Он был на сцене восемь месяцев. Спустя два дня после последнего показа Ассоциация театральных критиков назвала «Князь» спектаклем года. Константин Богомолов сказал, что надеется, что эта его работа оживет вновь на другой площадке.

Летом мы были не на шутку напуганы, когда на встрече со зрителями на «Трехгорке» Богомолов заявил: «Я не очень хочу больше заниматься театром». Но в ноябре мы выдохнули. На Малой сцене МХТ им. Чехова громко состоялась его премьера «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» по Вуди Аллену с Игорем Верником, Андреем Бурковским и Мариной Зудиной в главных ролях. Журналы назвали это «новым Богомоловым».


«350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025», постановка К. Богомолова. 

Благодаря «Интеллектуальному клубу 418» на сцену летом 2016-го на один день вернулся спектакль Константина Богомолова «Лир». А еще было объявлено, что скоро мы увидим работы Богомолова на большом экране – в 2017-м нас ждут фильмы «Настя» и «Год, когда я не родился».

 

Театральная жизнь за пределами Москвы

Если раньше пределом мечтаний было полететь на открытие сезона в Мет-оперу в Нью Йорке, то в 2016-м география желанного расширилась невероятно. Парадное путешествие одним днем в Мариинский театр в будни на Бориса Эйфмана, Новосибирская опера и «Красный факел» на насыщенные театральные выходные, легендарный Одесский театр оперы и балета в романтический уикенд и, наконец, на Барышникова в Ригу.


 

Нельзя было пропустить

Этот год был насыщен спектаклями, театральная жизнь била ключом. С полос газет не сходил «Dreamworks**Мечтасбывается» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова, а также его 8-я студия МХАТ, «рыжаковцы», ставшие в конце лета театром.

Мы восхищались «Вишневым садом» Чехова в постановке Андрея Кончаловского в Театре им. Моссовета, где играет Юлия Высоцкая.

Обласкан критикой и «Русский роман» в Театре им. Маяковского в постановке Миндаугаса Карбаускиса.

Мы восторгались «Барабанами в ночи» Юрия Николаевича Бутусова в Театре им. Пушкина. Мы удивлялись Александре Урсуляк и срочно скачивали на телефоны музыку Prodigy и Марлен Дитрих из спектакля.

«Золотой осел» Бориса Юхананова в «Электротеатре Станиславский» ставил нас в недоумение и поражал. Мы психовали там же на «Психозе» Александра Зельдовича и AES + F.

Мы рыдали и не могли успокоиться на «Кроличьей норе» в постановке Сергея Голомазова в Театре на Малой Бронной.

Мы аплодировали стоя на «Царе Эдипе» в Театре Вахтангова Римаса Туминаса.

Мы попадали в какое-то небытие на «Магадан. Кабаре» в Театре Около.


 

Константин Райкин стал человеком года



Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин стал человеком года «за смелость и бескомпромиссность в отстаивании свободы творчества». Мы поздравляем Константина Аркадьевича!

Лиза Лернер, «Trend space»


Ссылка на источник:  http://www.trendspace.ru/culture/teatralnye_itogi_2016_goda_/
×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо