Резо Габриадзе умеет устраивать сюрпризы. Например, приехать в Петербург на гастроли в Александринский театр и вдруг оказаться в другом — Большом драматическом, где сейчас идет «Сезон Товстоногова» — в честь уроженца Тбилиси, руководившего им 33 года. По этому поводу Габриадзе и решил сделать БДТ подарок — показать зарисовку, посвященную Товстоногову.
И вот со сцены на меня (а еще — на худрука БДТ Могучего, главного художника Кочергина, артиста Басилашвили) смотрит сам Товстоногов. Он курит, болтает ногой и размышляет: «Раскрыться в авторе — это и раскрыть самого себя. Это и есть, мне кажется, суть той профессии, которой я занимаюсь». Или он говорит: «Вы знаете, учениками, по-моему, никого человек не имеет права называть. Учителями — имеет право, учениками — нет. Я не имею права сказать, что тот или иной человек — мой ученик. Это он сам должен считать. А я не имею права». Или: «Я не могу назвать любимых спектаклей, потому что в каждом из них есть что-то, что доставляет мне горе неудовлетворенности».
И как-то не получается написать: «говорит кукла». Нет, это сам Георгий Александрович — тем более что звучит его голос. А кажется, что и не он, а все-все-все режиссеры, которых я знаю. Те, с кем говорила лично, и те, кого читала, молодые и опытные, консерваторы и революционеры, обласканные критиками и разочарованные в профессии — это говорят они. Я смотрю на марионетку и вижу, как стряхивал бы пепел один и щурился под очками другой, слышу не только голос Товстоногова, но и их голоса… И то, что в интервью могло бы показаться общим местом, здесь оказывается мудростью. А кукла становится материальным воплощением загадочной сути профессии.
Реваз Леванович, наверно, обиделся бы на такую абстракцию. Чудеса — штука-то в общем конкретная, как живые ирисы, которые оказались в конце зарисовки Габриадзе у ног задымившегося от идей Товстоногова.
Анонсы
«Скажите, люди, куда идет этот поезд…»
15, 16, 27 апреля
В честь 60-летия на сцене «Современника» будет поставлен спектакль по современной пьесе о войне. «Фронтовичка», написанная ученицей Николая Коляды, молодым драматургом Анной Батуриной, идет во многих российских театрах. На сей раз историю любви сержантов Марии Небылицы и Матвея Кравчука, не выдержавшую испытания уже мирной жизнью, расскажет Марина Брусникина, обладающая удивительным умением создавать атмосферу тех лет. А сыграют в спектакле молодые артисты театра, один из которых — Никита Ефремов.
«Князь»
16, 17, 21, 30 апреля
Вторая постановка Константина Богомолова в роли штатного режиссера «Ленкома» — и очередное обращение к Достоевскому. После «Карамазовых», поставленных в МХТ им. А. П. Чехова, Богомолов выпускает «Князя» по мотивам «Идиота». Известно, что художником в постановке стала постоянный соавтор Богомолова Лариса Ломакина, а среди исполнителей ролей — Александр Збруев, Виктор Вержбицкий и Елена Шанина. Да, сам Богомолов говорит, что спектакль вырос из его размышлений над романом (чем не удивляет знакомых с его творчеством) и не рекомендует ее людям впечатлительным — как историю резкую и жестокую.
«Карина и Дрон»
23, 24 апреля
Московско-петербургский режиссер Волкострелов признается, что читал пьесу минчанина Павла Пряжко, успешно маскирующуюся под подростковый вербатим, не без помощи «Гугла». А все потому, что в свои 33 года режиссер уже не знает, например, что такое «носокровь». В итоге в спектакле сыграют те, кто с терминологией знаком: на кастинг, объявленный в столице Татарстана, пришло почти 90 человек в возрасте от 14 до 18 лет. Правда, выяснилось, что казанские подростки весьма отличаются от минских ровесников — героев «Карины и Дрона». Понадобился ли режиссеру «Гугл» для общения с актерами, история умалчивает.
«Кавказский меловой круг»
23, 24 апреля
Пьесу Бертольта Брехта, в основе которой лежит притча царя Соломона о споре двух матерей, молодой режиссер Никита Кобелев превращает в джазовое роуд-муви по просторам Грузии, живущее по законам эпического театра Брехта. Главную роль Груше, спасающей жизнь чужого ребенка и отправляющейся с ним в долгий путь вопреки здравому смыслу, режиссер отдал молодой актрисе Юлии Соломатиной, а жуликоватого писаря Аздака, который и разрешит в суде спор двух матерей, сыграет Игорь Костолевский. В итоге «Кавказский меловой круг» обещает стать историей о том, как выжить в эпоху перемен, и о цене бескорыстия, звучащей под живую музыку Пауля Дессау в исполнении квартета «Круглый бенд».
Елена Смородинова, «Русский репортёр»