Режиссер Миндаугас Карбаускис прекрасно работает с классическими текстами. Тонко чувствует их, мастерски интерпретирует, по-новому раскрывает. Неудивительно, что для своего дебюта в качестве художественного руководителя Театра Маяковского он выбрал именно классику – «Таланты и поклонники» Александра Островского. Тем более что пьеса про театр, про судьбу творческого человека и мир вокруг него – отличная возможность высказаться.
Основным элементом пространства спектакля становится поворотный круг. По окончании того или иного эпизода кто-то из персонажей начинает толкать его ногой – медленно или быстро, яростно, весело или печально. Именно на круге унесется навстречу новой жизни главная героиня, актриса Сашенька Негина – но форма круга говорит о том, что путь вперед может оказаться тупиком. Через круг, его движение режиссер доносит важную мысль: мы те, кто мы есть, и от себя не убежать. И касается это не только Негиной, но и других персонажей истории.
В «Талантах и поклонниках» есть все приметы фирменного режиссерского стиля Карбаускиса: точность и глубина работы с текстом, изящные «говорящие» выдумки-подробности, подчеркивающие особенности героев и их отношения, общая сдержанность, приглушенность оттенков и интонаций. Карбаускис лишил многих актеров труппы привычных броских красок – и от них невозможно оторвать взгляд. От Светланы Немоляевой – тихой, любящей, но жесткой Домны Пантелевны, от Игоря Костолевского – высокомерного очаровательного князя Дулебова, от Анны Ардовой – красавицы-актрисы Смельской. Сашеньку Негину играет Ирина Пегова – страстно, ярко, горестно. Сильное впечатление производит Даниил Спиваковский: его Петр Мелузов, незадачливый учитель-просветитель, умный и знающий, как должно жить, но одинокий и никому не нужный, стал нервом спектакля, его основной болью. Карбаускис одинаково точно рассуждает и о «талантах», и о «поклонниках», расширяя темы пьесы и делая актуальной ее звучание.
Алиса Никольская
Журнал «Кинопарк», № 3 (165), 2012 г.