Творчество великого русского драматурга Александра Николаевича Островского является незыблемым фундаментом театрального искусства: постановки по произведениям писателя из года в год украшают репертуар театров разных городов, не теряют своей актуальности, остроты, являясь отражением глубинной природы человеческой личности, достоинств и пороков, соблазнов и стремлений. Но далеко не все произведения великого классика востребованы у режиссёров обеих столиц и провинциальных театров должным образом.
Пьеса «Дикарка», написанная в соавторстве Александром Островским и Николаем Соловьёвым, ставится на театральных подмостках гораздо реже многих других произведений гениального автора, что, на наш взгляд, является досадным упущением, которое блестяще исправил талантливый режиссёр Юрий Иоффе.
Год назад на Сцене на Сретенке Театра Маяковского Юрий Иоффе представил комедию о новом времени, вечных ценностях и внутренней свободе, премьера спектакля «Дикарка» состоялась 29 сентября и 1 октября 2020 года, каждый показ постановки проходит с неизменными аншлагами и бурей оваций благодарной публики.
Уютная, камерная атмосфера Сцены на Сретенке, в которой нет границ между сценой и зрительным залом, позволяет зрителям чувствовать себя полностью вовлечёнными в происходящее действие, словно не просто свидетель, а участник событий.
Эти ощущения складываются не потому, что зритель сидит близко и буквально чувствует дыхание артистов, а благодаря прекрасно выстроенным мизансценам, потрясающим диалогам Островского и невероятной экспрессии артистов, увлекающих зрителей в ироничную, весёлую и захватывающую игру, которая тонко коррелируется с жизнью!
Сценография художника-постановщика Анастасии Глебовой погружает в атмосферу старинной дворянской усадьбы второй половины XIX века: раритетная, но довольно обветшавшая мебель и интерьеры, изящный парадный вход, старинный рояль, который не всегда используется по прямому назначению, деревянные стены, в которых хорошо протоплено и уютно зимой и свежо даже в самую жаркую погоду летом…
В это провинциальное имение после долгого путешествия по Европе приезжает поиздержавшийся от разгульной жизни немолодой хозяин дома Александр Ашметьев. Его цель - не навестить престарелую маму и жену, к которой он давно охладел, а пополнить финансовые запасы, чтобы продолжить проживать их в горячо любимом Париже. Чтобы подольше задержать мужа в имении, его экспрессивная супруга придумывает хитрый план - влюбить Александра в молодую свободолюбивую красавицу-соседку - в «дикарку» Вареньку. Эта сомнительная интрига принимает серьезный оборот, предсказать исход которого невозможно.
Режиссёр Юрий Иоффе в великолепном тандеме с прекрасной командой постановщиков спектакля и блистательным актёрским ансамблем, практически не отклоняясь от оригинального текста пьесы, значительно сместил её акценты и немного поменял развязку, сделав финал гораздо более жизнеутверждающим, чем у Островского и Соловьёва.
Кульминационная мысль авторов - развенчание переживших своё время идеалов, утрата лидирующих дворянских позиций, начало эпохи перемен и реформ, которой многие консерваторы активно противились. В пьесе Островского и Соловьева, написанной на четверть века ранее «Вишневого сада», как бы предвосхищаются те процессы российской действительности, которые описаны А.П. Чеховым в начале 20-го века. Всё это, безусловно, прослеживается в сценической версии Юрия Иоффе, но также на первый план выходят семейные ценности, полярные взгляды на жизнь разных поколений и вечное противостояние и притяжение мужчин и женщин.
Помещик Александр Ашметьев в виртуозном воплощении Заслуженного артиста России Евгения Парамонова является главным персонажем этой истории. Стареющий ловелас, маменькин сынок, который никогда не работал, а на протяжении долгих лет кутил, прожигая жизнь, упиваясь разными удовольствиями и бессмысленно тратя деньги. Поэт и дамский угодник, герой привык к комфорту и безделью, к куражу светских раутов и романов без обязательств. В деревне ему скучно, уныло и тоскливо, забота и опека матери, равнодушие эксцентричной жены не добавляют радости деревенской жизни.
Но и отъявленным негодяем Ашметьева назвать язык не повернётся: в трактовке Юрий Иоффе и многогранном воплощении Евгения Парамонова персонаж стал склонен к философии и рефлексии, к анализу своих поступков и их последствий. «В молодости нам даны страсти, чтобы наделать глупости на всю жизнь. В зрелости даётся ум, чтобы раскаяться на всю жизнь», - размышляет герой. Импозантный ловелас не только вскружил голову девушке, но и сам всерьез увлекся ею, даже на какое-то время вспомнил о муках совести и морально-нравственных принципах, только вот надолго ли хватит порядочности «скучающему идеалисту и грешнику»?
«Дикарка» в прекрасном воплощении Анастасии Дьячук - это прелестная молодая девушка, свободная от условностей и не тронутая пороками окружающего мира: искренняя, наивная и непосредственная, открытая всему новому и неизведанному, стремящаяся постигать мир, мечтающая познать настоящую любовь и не приемлющая ложь, подлость, лицемерие и расчёт.
Да, очаровательная Варенька не обучена нормам этикета, действительно немного дика и неотесанна, но, может быть, именно благодаря этому она свободна в своих чувствах, мыслях и поступках?! Не раздумывая, она отказывает в предложении руки и сердца расчётливому бездушному цинику Вершинскому (Игорь Евтушенко), который не умеет любить и мыслит только с точки зрения прагматизма.
Жёстко и одновременно нежно и кокетливо спорит с отцом, управляющим имением Ашметьевых, Кириллом Максимычем Зубаревым, которого ярко и характерно воплощает на сцене Заслуженный артист России Сергей Рубеко (в другом составе - Дмитрий Прокофьев). Кирилл Максимыч очень любит свою дочь и желает ей только добра, но, как это часто бывает, у отцов и детей диаметрально противоположные представления о счастье и гармонии.
Вареньку можно сравнить с Элизой Дулиттл из «Пигмалиона», неслучайно на программке спектакля изображена Галатея. Кстати, в репертуаре Театра Маяковского есть замечательный спектакль «Пигмалион», который также рекомендуем к просмотру. А ещё Варенька - это немного «Дурочка» из пьесы Лопе де Вега, которая сумела сохранить чистоту души и светлых помыслов, лишена корысти и подлости.
Она сама, как «Гроза весенняя! Жемчужные брызги! И дождь…» Свежий и живительный! Но не «смоет» ли этот "дождь" видавшего виды Ашметьева? Это увидят зрители, мы не будем разрушать интригу.