Могло ли быть иначе для актрисы, переступившей порог этого театра почти …60 лет назад? Театра, где многие годы она выходила на сцену в лучших спектаклях репертуара, часто в партнерстве со своим супругом – великолепным артистом Александром Лазаревым. Нельзя забыть, наверное, главную роль её жизни – Бланш в легендарном спектакле Андрея Гончарова «Трамвай «Желание» по пьесе Тенесси Уильямса. Играла она Бланш более двадцати лет – хрупкая, ранимая, притягательная. Но были и другие – превосходные! Почти 50 ролей сыграно! Светлана Владимировна продолжает ярко работать на любимой сцене, благо художественный руководитель театра Миндаугас Карбаускис чутко и бережно относится к артистам старшего поколения, а Светлана Немоляева, по-моему, пользуется его безусловной благосклонностью. Во всяком случае, роли он ей в своих спектаклях дает замечательные. Конечно, теперь это не лирические героини, но…
Итак, сегодня на сцене – «Бешеные деньги». Автора пьесы в этом театре явно чтут, недаром уже в последние несколько лет поставлены «Таланты и поклонники» и «Бесприданница», а теперь вот молодому режиссеру Анатолию Шульеву доверено поставить одну из лучших пьес Островского — «Бешеные деньги». Анатолий – ученик Римаса Туминаса, ставит в этом театре всего второй раз, а на большой сцене – первый. Понятно, что выбор пьесы не случаен, уж больно она современно звучит, некоторые диалоги и монологи прямо как из сегодняшнего дня. Но еще важно, что здесь есть две отличные характерные женские роли – мать и дочь Чебоксаровы. Надежду Антоновну играет Светлана Немоляева, а её дочь Лидию – Полина Лазарева. Не мудрено, что Полина пошла по стопам дедушки, бабушки и отца Александра Лазарева-младшего. После этого спектакля её можно уже смело назвать достойной продолжательницей династии Лазаревых-Немоляевой. Прекрасная работа! Как подает себя эта красотка и хищница, воспитанная матерью в том духе, что мужчины должны ценить её прелесть и молодость только имея тугой кошелек.
Деньги, деньги, деньги – бешеные деньги! Это главная мечта Лидии. И для этого все средства хороши: выйти замуж не по любви, отдаться первому, кто посулит сладкую и комфортную жизнь. Эти женщины привыкли жить, не считаясь с возможностями и объективной реальностью: папашу уже за долги упекли, поэтому надо искать новый источник для удовлетворения многочисленных дамских прихотей. Надежда Антоновна ухватилась за первого попавшегося жениха, надеясь на несуществующие золотые прииски, но новоявленный супруг Савва Васильков, хоть и влюбленный по уши, оказался крепким орешком, хозяйственным мужичком с деловой хваткой. Алексей Дякин в этой роли только поначалу кажется таким простачком. У него своя четкая программа разумного обогащения. Он-то как раз понимает, что просто так ничего в жизни не бывает, что бешеные деньги с неба не свалятся. Он и в Москву приехал из провинции, чтоб осуществить свои проекты, но на беду Лидочка встретилась на пути. Брак, однако, не стал препятствием для этого. Подмял он и Лидочку, и мамашу, которые уж как ни кичились перед ним своим превосходством. Светлана Немоляева при своей очаровательности, обладает великолепным талантом комической актрисы. Как она замечательно острит в этой роли, оставаясь при этом женственной и тонной! Аристократка! А самые смешные моменты спектакля именно тогда, когда она на сцене.
Эту «комедию одержимости» режиссер не стремится слишком уж актуализировать. Все действующие лица, конечно, остаются героями своего времени. Манеры и костюмы из XIX века, а вот характеры персонажей, которых драматург брал прямо из жизни, сохраняют свои черты и сегодня. Сцена, оформленная, кстати постоянным партнером Римаса Туминаса, художником Мариусом Яцовскисом, представляет собой осколок того мира, за который цепляются Чебоксаровы. Время аристократов, на которых работают другие – уходит. Но герои все никак не могут и не хотят это понять, сохраняя свои привычки. Вот, например, приятель Чебоксаровых — Телятев в превосходном исполнении Виталия Гребенникова. Палец о палец не ударит, но жить любит красиво, не особо переживая, если и в долговую яму сядет. Нет, вообще все персонажи этого спектакли замечательны по-своему. У каждого своя «фишка»: князь Кучумов Александра Андриенко — врун и циник. А Глумов Константина Константинова – себе на уме, находит-таки выход из затруднительного материального положения в виде альянса с пожилой богачкой. Народ в виде слуги Василия (Юрий Никулин), обаятельного и артистичного, выведен на сцену по контрасту с никчемными барами.
«Бешеные деньги» — спектакль, который безусловно понравится зрителям Театра им. Вл. Маяковского, который в этом сезоне порадовал целой серией замечательных премьер на разные темы и на любой вкус. На редкость удачный сезон получился! А Светлане Немоляевой и её талантливой внучке Полине – побольше таких ролей и таких спектаклей!
Ирина ШВЕДОВА, «Московская правда»