Жительница Большой Никитской готовится к своему 80-летию, которое отметит на сцене родного театра в новом спектакле «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского.
— Светлана Владимировна, изменилась ли публика за 57 лет вашей службы в театре?
— Публика меняется, но в Театре Маяковского остались те, кто любит театр. К тому же люди по сути не меняются. Мы живем по постулатам, установленным еще в Древнем мире: добро, верность, честность, смелость…Задача театра — выявлять эти величины в нашем мире и правильно доносить их до зрителя. Я сторонник старой школы, но при этом люблю поиск, новые решения. Так меня воспитали великие режиссеры, которые возглавляли театр, — Охлопков, Гончаров.
— А как складывается работа с новым худруком театра Миндаугасом Карбаускисом?
— Он любит классику, бережно к ней относится, не переиначивает под себя, не хочет за счет автора самовыразиться, и на сегодняшний день это бесценно. Карбаускис — очень близко все принимает к сердцу, расстраивается, когда актеры его не понимают, он не может кричать, повышать голос, как Андрей Александрович Гончаров, и все пропускает через себя. Когда только начались репетиции спектакля «Таланты и поклонники», я использовала все свои наработанные приемы, и Миндаугас, схватившись за голову, сказал: «Светлана Владимировна, умоляю, не надо этого делать, не надо штампов».
— Андрей Гончаров хорошо к вам относился?
— Андрей Александрович мучил всех артистов. Такой у него был метод. Но мы терпели и принимали эти условия, потому что были уверены в том, что Гончаров поставит спектакль как произведение искусства, и все в нем будет идеально. Что и говорить, и я натерпелась немало горя, и выплакала моря слез, но и радости узнала много. Гончаров называл меня «водопроводом» Театра Маяковского.
— А почему такое сравнение?
— Я очень эмоциональный человек, и плачу мгновенно, как, впрочем, и смеюсь. Только подумаю о чем-то грустном — и плачу. Подумаю о хорошем — смеюсь.
— Расскажите, пожалуйста, о своей работе с Эльдаром Рязановым? Интересно ваше отношение к Оле Рыжовой из фильма «Служебный роман».
— Я адвокат своих ролей, и только так. Когда человек влюблен — он раним и бесхитростен. Достаточно вспомнить свою первую любовь, чтобы понять и в чем-то оправдать Олю. Эльдар Рязанов — мой крестный отец в кинематографе. Очень люблю свои роли в его фильмах: «Гараж», «Служебный роман», «Небеса обетованные».
— Довольны ли вы успехами своего сына актера Александра Александровича Лазарева?
— Раньше была не очень довольна его работами в кино (в театре, слава богу, он молодец). Но Саша меня порадовал в фильме «Екатерина» в роли Разумовского. Наконец-то сыграл настоящего героя! Очень за него рада.
Справка
Светлана Немоляева родилась 18 апреля 1937 года в Москве. Уже в восьмилетнем возрасте она попробовала свои силы в качестве актрисы в фильме «Близнецы», на съемки которого ее брал с собой дядя — актер Константин Немоляев. В семидесятые годы она сыграла свою самую известную экранную роль — Ольги Рыжовой в «Служебном романе».
Анжелика Заозерская, «Москва. Центр»