Завершаем подводить итоги уходящего театрального сезона разговором с художественным руководителем театра им. Маяковского режиссёром Егором Перегудовым.
Театральный редактор VK Гида Маргарита Мурадян узнала, какие какие проекты для творческих подростков существуют в Маяковке, кто диктует новые режиссёрские тренды в молодёжном театре и когда вернется 2007-й.
Я не буду рекламировать другие театры, у меня «стокгольмский синдром» (улыбается), так что я буду рекомендовать только Театр Маяковского. Тем более что здесь ставят разное. У нас даже есть Telegram-бот, который советует спектакли.
Если вы хотите посмотреть современный театр в его радикальном и остром прочтении — это «Мера за меру» Саши Золотовицкого, «Виндзорские насмешницы» Владимира Даная, «Войцек» Филиппа Гуревича, «Парадокс скворца» Ирины Васильевой. Это такие спектакли, что, если на один сходил и тебе понравилось, то смело иди на остальные.
У нас есть спектакль, на который классно брать собственных родителей. Мне кажется, это хорошая традиция. Речь о «Другой Сказке» Сергея Урсуляка — постановка по Шварцу, очень ироничная, сатирическая, с тонким юмором. Спектакль «Симон», как мне кажется, это для тех, кто читал роман Наринэ Абгарян, и тех, кто любит истории женских судеб, — очень красивый, трогательный, лирический, грустный и смешной, который играется у нас на большой сцене.
Видите, я рекомендую те спектакли, которые вышли за два года, при мне. Всего это 14 названий. Но это только пятая часть от всего репертуара Маяковки.
Тут сложно разделять. Важно, что театр творчески живет — за этот сезон мы выпустили девять премьер в разных пространствах. Можно, конечно, подробно говорить про каждую, но важно, что это всё разные режиссёры и разная эстетика — от классики до премьер пьес, которые ранее не ставились в России.
На Большой сцене играется «Лес» Островского, это моя премьера, и этому тексту почти 200 лет. Также уже упомянутый «Симон» Дениса Хусниярова по роману нашей современницы Наринэ Абгарян, написанный всего два года назад.
Ещё мы пробуем вещи, которые напрямую с театром не связаны, но, как нам кажется, очень важны. Например, сейчас запустился детский театральный лагерь «Маяковка.Дети». И мы получаем мощный фидбек от подростков. С ними занимаются наши артисты, бутафоры, костюмеры, гримеры, люди изнутри театра, которые делятся своим опытом. И всё это время ребята делают спектакли, которые потом будут показаны на Малой сцене.
Второй важный момент — мы организовали и запустили образовательный проект, тоже для подростков — «Подтекст. Юность». Ребята от 14 до 18 лет сами писали пьесы. Мы издали сборник этих пьес, и одну из них уже поставили в Самаре.
Говорят, что молодёжь не ходит в театр. Это не так. Для подростков театр становится средством познания мира и средством взаимодействия с ним. Мы даём им эти инструменты, таким образом стараясь вырастить нового зрителя. Традиционно зритель Маяковки это люди 50+, мы же сейчас разворачиваемся в сторону молодёжи при помощи таких проектов. И при помощи премьер, которые сейчас выходят у нас на малых сценах — они адресованы молодёжи, подросткам, студентам. Мы говорим на те темы, которые, как нам кажется, им будут созвучны.
В следующем сезоне у нас будет премьера спектакля режиссера Дмитрия Крестьянкина, который называется «2007» — буквально про «верните мне мой 2007-й», про все юношеские субкультуры (панки, эмо, готы), которые сейчас, кстати, куда-то исчезли. В спектакле будет играть музыкальная группа и будут сидячие места и танцпол, как на концерте.
Ещё у нас планируется семейный спектакль на музыку Тухманова — «Багдадский вор и чёрная магия», который делаю я. Такой, рок-мюзикл для детей с родителями. Его покажут на Большой сцене, тоже с живыми музыкантами.
Есть определённый кризис режиссёрской профессии. Он начался не сейчас, это довольно длительный процесс, связанный с потерей престижа профессии, с тем, что очень мало толковых людей идёт поступать и учиться именно режиссуре. И так получилось, что какое-то режиссёрское поколение было пропущено.
Например, мне сорок лет, я в тридцать восемь стал худруком театра. И это считалось очень и очень рано. Хотя, на самом деле, это именно тот возраст, когда и надо становиться худруками. Когда у тебя уже есть какой-то опыт и ещё осталась энергия, чтобы что-то менять, развивать, пробовать, ошибаться.
Сейчас получается, что поколение режиссёров в возрасте от 35 до 45 очень слабо представлено. Просто физически мало людей. Они есть, они замечательные, но это очень ограниченный набор. У них либо свой театр, где они ставят, либо они фрилансеры, и тогда все остальные театры за ними охотятся и встают в очередь. Потому что это опять-таки возраст, когда человек уже опытный и ты ему можешь доверить большую сцену, понимая, что это будет коммерчески оправдано. Понятно, что в этой ситуации ресурс молодых самый востребованный.
Но, на мой взгляд, одновременно с этим существует большая проблема — бесконечные лаборатории. Я заканчивал ГИТИС в 2010 году, тогда это только-только начиналось: студентов приглашали в театр, они за неделю делали эскиз, который потом дорабатывался до спектакля. Казалось бы, система прекрасная. Но в итоге все театры стали этим пользоваться как дешёвой рабочей силой — ты план закрыл, труппу занял, и всё замечательно.
Такие лаборатории сейчас проводят везде — и в Москве, и в провинции. Они приучили режиссёров, что сроки работы над спектаклем сильно сокращены. У человека восемь-девять лабораторий в год — он ездит, начинает где-то халтурить, штамповать эти эскизы.
А спектакль — это долгое дыхание. Я репетирую пять-шесть месяцев. Понятно, что я могу себе это финансово позволить. А если ты молодой и тебе платят двести тысяч за постановку, то как ты можешь полгода на это жить? Естественно, ты набираешь себе работы. В результате, когда я говорю молодому режиссёру: «У тебя пять месяцев, приходи, репетируй», он мне отвечает, что ему столько не нужно, он сделает за два, что у него ещё лаборатория там, лаборатория сям и два выпуска здесь. И эта внутренняя суета побеждает. Это самое трагичное для меня — молодым ребятам прививается «лабораторное» мышление. Из этого сложно выбраться, сложно потом искать новое, делать какую-то большую историю.
При этом поколение молодых режиссёров классное. Взять курс [Сергея] Женовача (режиссёр, художественный руководитель «Студии театрального искусства» — Ред.), где практически все в профессии — Мурат Абулкатинов, Сёрежа Тонышев, Ира Васильева, Женя Закиров, следом идёт Саша Золотовицкий. Сейчас выпустились бутусовцы — посмотрим, что с ними будет. Мы, кстати, с ними тоже сейчас лабораторию делаем, со всей режиссерской группой. (Улыбается). Видите, сам критикую, и сам зову молодых в лаборатории. При такой востребованности режиссёров важно, чтобы театры давали им возможность делать полноценные постановки, а не эскизы, чтобы они дальше развивались, становились режиссёрами большой формы.
Классика — это то, что сейчас доступно. Например, в том сезоне у нас была программа «Безграничные читки», мы читали современные пьесы мировой драматургии. Из всей программы поставили всего два спектакли, на которые смогли получить права, — по итальянской и по израильской пьесам: «Габриеле. Итальянская комедия» и «Парадокс скворца». Со многими пьесами столкнулись с отказом авторов давать нам права даже на читку.
Зрители постоянно спрашивают, почему опять классика, где современные тексты. При этом, когда люди приходят на эти спектакли, у них главные претензии именно к драматургии. Хорошие артисты, хорошие режиссёры, но что же такая пьеса… И так каждый раз. Ну пойди, поругай Островского! (Хотя Островского его современники как раз страшно ругали). Современную драматургию ругают все. Но театру нельзя без новых текстов. Главное понимать, что они гораздо более уязвимы по сравнению с классикой.
Помимо того, что я уже анонсировал, в декабре на Большой сцене будет «Евгений Онегин».
Все говорят: «Дорогу молодым». При этом зритель хочет звёзд, народных артистов. Но замыкать репертуар только на них нельзя — главная энергия идёт от молодых.
В «Онегине» есть народные артисты, но четыре основные роли — Онегин, Ленский, Ольга и Татьяна — играют артисты, которые только в прошлом сезоне пришли в театр. Это принципиальная и рискованная штука. Но мне очень хочется как руководителю театра поменять собственное мышление. Не «страховаться» известными артистами, а рисковать с молодыми и побеждать.
Был бы я только режиссёром, уехал бы отдыхать — читать, плавать, проводить время с семьёй. Но поскольку в конце августа я должен выдать планы на следующий театральный сезон, то буду эти планы верстать, заниматься организационной работой и готовиться к следующему сезону как режиссёр.
Однако летом всё-таки есть уникальная возможность почитать что-то не для работы. Не то, что ты будешь ставить, и не то, что кто-то дал тебе прочитать с намерением поставить. Просто хорошую литературу для души.
Маргарита Мурадян, независимая редакция "VK Гид"