Перу одной из величайших актрис двадцатого века, Фаины Раневской, принадлежит цитата: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности».
Фаина Георгиевна с присущей ей остротой и простотой сформулировала мудрую аксиому, которая не требует доказательств. Спросите у актёров, режиссёров, художников и других представителей творческих профессий: «Часто ли они довольны результатом своего труда? И не возникает ли у них желания внести какие-либо коррективы уже после выхода на экраны фильма, прошедшей премьеры спектакля или завершённой картины?» Все талантливые личности, как один, признаются, что творчество – это сомнение, противоречие и борьба, мучительный поединок с самим собой, в котором особенно сложно найти консенсус и компромисс.
Как правило, на внутренние сомнения накладываются многочисленные внешние препятствия, подлые интриги и циничные номенклатурные правила, капризы погоды, природы и самой Судьбы...
Но как показывает практика: именно из внутреннего и внешнего кризиса рождаются шедевры искусства, которое творят люди, со своими достоинствами и недостатками, мечтами и иллюзиями, с особым взглядом и незаурядной фантазией…
16 и 17 февраля на Сцене на Сретенке Московского театра им. Владимира Маяковского состоялась премьера спектакля «Снимается кино», основанного на одной из ранних пьес популярного драматурга Эдварда Радзинского.
Спектакль поставил режиссёр Юрий Иоффе, для которого эта работа стала знаковой в карьере, ведь он мечтал воплотить эту пьесу Радзинского на протяжении многих лет.
Юрий Иоффе: «Для меня Эдвард Радзинский – это главный драматург. Его пьесы удивительны по мысли. Сам он целый театр, целая планета. Однажды я пришел к Андрею Александровичу Гончарову и сказал, что хотел бы поставить пьесу «Снимается кино». На что Гончаров сказал, что ведь «Толя поставил», имея ввиду, конечно же, легендарную постановку Анатолия Эфроса. И это был такой явный запрет, что долгие годы я не решался вновь спросить об этом. Потом пришел Сергей Арцибашев – и тоже ответил отказом. И вот я дождался Миндаугаса. И, наконец, приступил к репетициям...»
В процессе работы над спектаклем Ю.Иоффе отметил, что «спектакль обо всех нас, о людях творческой профессии. Это история и о любви, и о поиске смысла профессии, и о товариществе. Само название пьесы – это каламбур. Снимать кино – профессия режиссера. Но у этих слов есть и другое значение – запрещать, «снимать». В центре спектакля - история молодого подающего надежды режиссера Федора Нечаева, который начинает снимать кино. Утвержден сценарий, определены исполнители. Но в процессе съемки начинают бродить слухи о том, что картину закроют…»
Всей команде спектакля во главе с режиссёром удалось воплотить на сцене вдохновенное и талантливое действие, жизненно и трогательно, с острым юмором и тонким психологизмом рассказывающее о судьбах многих людей, так или иначе связанных с процессом кинопроизводства.
Кстати, атмосфера съёмочной площадки воссоздана детально и гениально: те, кто хоть раз был свидетелем или участником съёмки фильмов, поймут, насколько точно и тонко подмечены многие детали.
Но профессия героев – лишь средство, чтобы поговорить со зрителями о глобальных вещах, любви и верности, порядочности и беспринципности, чести и подлости, о морально-нравственном выборе, который делает каждый из нас.
Главного героя, режиссёра Фёдора Нечаева, прекрасно воплощает один из ведущих актёров Театра Алексей Фатеев. Фатеев - очень востребованный актёр и в кино, в его богатой фильмографии много разноплановых ролей, в том числе у легендарных кинорежиссёров - «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Дом с лилиями» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова.
В этой роли актёр Фатеев должен почувствовать себя режиссёром, и у Алексея это получается блестяще. Его Нечаев – настоящий художник, перфекционист, рефлексирующий, стремящийся к совершенству.
На творческие муки накладывается груз личных проблем – бесконечные истерики и претензии жены (Наталья Коренная), снобизм и цинизм властей и извечный вопрос: «А надо ли?»
И вот Нечаев увлекается, чистой, светлой, одухотворённой девушкой Аней (Анастасия Дьячук), которая не боится говорить то, что думает, не стесняется фантазировать и сама верить в свои иллюзии и мечты. И ту космическую любовь, которую режиссёр мечтает запечатлеть на киноплёнке, он проживает на яву. Но принесёт ли она ему гармонию? Что победит: увлечённые порывы молодости или сдержанная зрелость?
А настолько ли уверен Нечаев в своих чувствах и в своём кино?
Не пошатнётся ли его непоколебимость после разгрома отснятого материала чиновником Трофимовым (Алексей Фурсенко/ Виктор Довженко)? Трофимов показан в спектакле не окончательным мерзавцем, подлым и беспринципным. Они с Нечаевым учились вместе и Трофимов понимает незаурядность сокурсника, но свободомыслие, нестандартность мышления и талант простить ему не может, как чиновник, и как менее одарённый человек.
Каждый герой спектакля проживает свою жизнь, наделяя спектакль палитрой многогранных характеров, которые импонируют зрителям или, напротив, вызывают антипатию.
Кинокритик Кирьянова (Зоя Кайдановская), положительно высказавшись об отснятом материале, промолчала тогда, когда ещё неснятое кино безжалостно громил чиновник, а ведь именно в этот момент её ранее произнесённая оценка, как необычная и «лермонтовская», была особенно нужна.
С уважением и доброй иронией, драматург и режиссёр относится к престарелой актрисе Надежде Кирьяновой (Заслуженная артистка России Людмила Иванилова), которая несмотря на солидный возраст всё ещё мечтает о ролях и зените славы.
С гротеском и аллегориями представлены самовлюблённый Киноактёр (Всеволод Макаров) и недалёкая мечтающая о славе блондинка (Анна-Анастасия Романова), готовая на всё ради любой роли (и даже образ Козы её манит и пленит).
В противовес прагматичности и пафосу представлено свободолюбие молодого художника Пети (Максим Разумец).
Органичны и обаятельны сотрудники киностудии: ассистент режиссёра –«хлопушка» Зина (Мария Фортунатова), способная выполнять на площадке сто функций одновременно, звукорежиссёр (Максим Глебов),с ностальгией вспоминающий о своей прошлой работе дрессировщика (эта параллель символично говорит о том, что с животными зачастую работать проще и чётче, чем с людьми); типичен кинооператор (Андрей Гусев), привыкший не принимать близко к сердцу бесконечный рабочий хаос; невозмутим администратор киногруппы Борис Фекин (Дмитрий Прокофьев/ Виктор Довженко).
Очень мудрые и точные вещи подмечает редактор киностудии Кирилл Владимирович (Заслуженный артист России Евгений Парамонов), «видевший в своей жизни столько, что взволновать его могут только самые примитивные вещи».
Кирилл Владимирович говорит Нечаеву:«Понимаете, не то страшно, что есть плохие люди… А страшно то, когда плохих людей боятся…»
И это ещё одна из глобальных мыслей спектакля. Какое решение примет Нечаев? Выпустит фильм, вырезав все сцены, которые требует чиновник и которые, по-мнению режиссёра, являются ключевыми? Или предпочтёт вообще не выпускать картину, чем делать её банальной, обыденной и примитивной?
Неслучайно на протяжении всего действия мы наблюдаем главного героя в процессе творческого и личностного кризиса, преодолев который он осуществит переоценку ценностей. А в какую сторону? Станет ли он более лояльным и покладистым или, напротив, заматереет на борьбу?
И каков будет исход их романа с влюблённой Аней? Останется он в памяти мимолётной вспышкой или рано или поздно получит продолжение (что, конечно, вряд ли). Финал действия с одной стороны понятен и логичен, а с другой – авторами поставлено многоточие, как «следы на цыпочках ушедших слов»…
Дальнейшую судьбу героев зритель интерпретирует сам.
Сцена Театра на Сретенке максимально органично подошла для воплощения фантазий режиссёра и художников. Камерное пространство и широкая площадь сцены позволили художнику Анастасии Глебовой очень гармонично расположить все детали сценографии, погружающие зрителей в Советскую эпоху. Каждая деталь декораций и реквизита выполняет свою функцию.
Масштаб и хаос съёмочных павильонов, телефонная будка, квартиры героев, студия художника, комната в приморском городке - всему нашлось место на сцене, которая на время спектакля стала жизненным пространством героев, то широким и размашистым, то узким и тесным лабиринтом, в котором, словно в своих противоречиях, запутались персонажи.
Обрамляет всё действие разнообразное музыкальное оформление, сочетающее шлягеры зарубежной и советской эстрады. «Самоцветы», «The Beatles», Исаак Дунаевский , «Pink Floyd» и многие другие авторы и исполнители.
Спектакль идёт три с половиной часа с одним антрактом, но ощущения затянутости не возникает ни на мгновение!
На финальных поклонах звучит ностальгическая песня на стихи Михаила Танича и музыку Владимира Шаинского «На дальней станции сойду», которая словно говорит нам всем о том, что всё будет хорошо, что все противоречия и сомнения будут разрешены и воцарится счастье и гармония!
И кино Нечаева, непременно, рано или поздно будет завершено и встретится со своим зрителем, как встретился со зрителями спектакль Юрия Иоффе «Снимается кино», талантливый и вдохновенный, глубокий и лёгкий одновременно, жизнеутверждающий и мудрый, поставленный с пиететом и уважением к эпохе и к человеческой личности!
Если Вы хотите стать частью нового фильма режиссёра Нечаева, ближайшие даты «Съёмочных смен»: 16 и 31 марта, 24 апреля. Уверены, Вам понравится!
Юлия Бурулёва, «World podium»
Фото Евгений Чесноков