Все говорит о том, что в Театре Маяковского – на сцене на Сретенке – снимается кино. Достаточно взглянуть на афишу театра. Журналисты и первые зрители не просто смотрят спектакль, они свидетели того, как спустя 40 лет осуществляется мечта режиссера Юрия Иоффе. Он всегда хотел поставить эту пьесу Радзинского. Но главный режиссер театра Андрей Гончаров сказал: «Толя уже поставил», имея в виду спектакль Анатолия Эфроса в театре Ленинского комсомола. Отказ категорический. Следующий худрук Сергей Арцибашев также не одобрил постановку.
«Надо было, чтобы все сошлось. Чтобы был Алеша, чтобы пришла Настя. Чтобы собралась такая команда. Много надо было. А самое главное, надо было, чтобы пришел Миндаугас и разрешил это сделать. Потому что это эксперимент в любом случае. Это советская пьеса, будет ли она сейчас читаться, не будет. Но он на этот эксперимент пошел», – рассказал режиссер Юрий Иоффе.
Пьеса Радзинского была написана в 1965 году. В ней – трогательная, лиричная история молодого режиссера. Федор Нечаев пытается преодолеть творческий кризис и снять настоящее кино. Сценарий утвержден, исполнители определены. Но в процессе съемки начинают ходить слухи, что картину закроют… В главной роли режиссёра – Алексей Фатеев. Сам он много снимается в кино, но, говорит, режиссером быть никогда не хотел. А вот пришлось.
«В процессе пришлось натягивать на себя какие-то вещи, не присущие мне. Но глядя на нашего мастера, Юрия Владимировича, спасибо ему, потому что он тратиться на всех нас, за все 14 человек, которые находятся на площадке. И ты от него заряжаешься просто невольно», – отметил актер Алексей Фатеев.
Режиссер, как это часто бывает, влюбляется в актрису. Партнерша Фатеева – Анастасия Дьячук признается: во время работы вспоминала собственную первую любовь, и влюбилась ....в тексты Радзинского.
«Но как это говорить? Как это присвоить, как это говорить органично? Вот мне такой современной девушке вот этот текст, прекрасный, трогательный, такой тонкий. А я довольно, ну не грубая, но обычная такая современная девушка», – рассказала актриса Анастасия Дьячук.
История о любви, товариществе, о поиске смысла профессии – творческой, и вообще любой. Все это, конечно, вне времени. Как и любовь Юрия Иоффе к пьесам Радзинского, которого раньше ставили Товстоногов, Гончаров, Эфрос.
«Мне кажется, для него режиссеры закончились на тех трех, которых я назвал. Все остальные мы как-то там идем во след. Хотя я знаю, что сейчас он пришел, он был осторожен, и он увидел, и всем нам сказал, что мы взлетели», – признался режиссер.
Разговор о любви и о том, как страшно, когда любви нет. И не так уж важно, снято ли было кино.
Эфир программы «Новости культуры» от 15.02.2019, телеканал «Культура»