Бог знает, кто занес в кровь юного испытателя НИИ кварцевой промышленности, а потом и примерного студента МИСИ Игоря Костолевского театральную бациллу. Ни его мама, ни папа к театру, вроде, никакого отношения не имели. Но факт остается фактом: отучившись три года в строительном, наш герой подал документы в театральный. Не поступив в Школу-студию МХАТ, он все же прорвался в ГИТИС. А, закончив его, попал в труппу Театра им. Вл. Маяковского. Произошло это 40 лет назад, когда Игорю исполнилось 25 лет. Нехитрый арифметический подсчет показывает, что в сентябре нынешнего года любимый артист отпраздновал два юбилея.
Он производит впечатление баловня судьбы, как он сам говорит: «делового, успешного человека, благополучного, с трехразовым питанием на лице». Но судьба по отношению к Костолевскому, действительно, не поскупилась: даровала ему неотразимую внешность, аристократические манеры и особую актерскую стать. Есть в нем то, что называется породой, недаром одной из его первых больших ролей в кино стал декабрист Иван Анненков в знаменитом фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». (Кстати, этой ролью Костолевский, судя по всему, «накликал» себе личную судьбу, о чем, думаю, нисколько не жалеет). Потом он переиграл и в кино, и в театре немало представителей «голубой крови», в том числе венценосных особ - императора Александра I в телесериале 2007 года «Война и мир» Л.Н. Толстого и принца Уэльского в «Кине IV» Г.Горина. Но и это еще не все: однажды он сыграл даже древнегреческого Бога Аполлона! Кроме того, в его послужном списке были князь, губернатор, генерал, полковник, профессор, банкир, и даже несколько героических советских разведчиков. Один из них даже сейчас, спустя 33 года после выхода на экраны фильма А. Алова и В. Наумова «Тегеран-43» вызывает нежные чувства, как у сверстниц артиста, так и у юных барышень. Кстати, две потрясающие песни, ставшие классикой отечественной киномузыки, прозвучавшие в «Звезде пленительного счастья» и «Тегеране-43», ассоциируются у народа исключительно с образом Игоря Костолевского.
Так что, наверное, кому-то, действительно, может показаться, что «век» нашего кавалергарда был и остается до сих пор вполне сладким и безоблачным. Но мало кто знает, что этот «аристократ» прошел суровую театральную закалку, много лет выходя на сцену своего театра в массовке. Часто бывает, что режиссер просто «не видит» того или иного, пусть даже самого талантливого артиста в своих спектаклях. Так произошло в случае с руководителем театра Андреем Гончаровым и его учеником Игорем Костолевским. Голубков в булгаковском «Беге» стал, пожалуй, единственной заметной ролью Костолевского в спектаклях Гончарова. Хотя первые годы в театре стали для артиста хорошей школой, и, по его же словам, он даже благодарен бывшему худруку за то, что тот поставил его в экстремальные условия, когда нужно было выживать. Но все же артисту в те годы удалось сыграть несколько примечательных ролей у других режиссеров, в том числе Треплева в «Чайке», поставленной А. Вилькиным, в звездной компании маяковцев. Кроме того, его тогда заметил П.Н. Фоменко и предложил роль Василия Леонидовича в «Плодах просвещения» Л.Н. Толстого. Думаю, что именно в этом спектакле появился фирменный актерский стиль Костолевского: снисходительно-ленивый, иронически вальяжный и изысканно-лукавый. Неотразимости многим его персонажам всегда добавлял и очаровательный полуфранцузский «прононс» актера.
Между тем, одной из лучших своих театральных работ Костолевский считает роль Вестника в «Орестее» Эсхила, которую он в течение полугода играл в норвежском спектакле. Кстати, Петер Штайн, ставивший в те же годы «Орестею» в России, пригласил артиста в свой спектакль, но уже на роль Аполлона: тоже ироничного и лукавого. И только после этого к Костолевскому пришли настоящие большие роли, достойные его таланта. Он блистательно сыграл во многих спектаклях: «Кине IV» Татьяны Ахрамковой, ибсеновской «Норе» Леонида Хейфеца, гоголевской «Женитьбе» в Театре на Покровке, поставленной С. Арцибашевым (за этот спектакль его участники, в том числе, Костолевский, получили Госпремию России), в спектакле «Арто и его двойник» в Центре им.Вс. Мейерхольда в постановке Валерия Фокина, etc.
Одно из главных актерских качеств Игоря Костолевского - достоинство и сдержанность. Ни на экране, ни на театральной сцене он никогда не тянул «одеяло на себя», не рвал страсти, не «грыз кулисы», как говорили в старом русском театре. Беру на себя смелость предположить, что для него иногда важнее было «недоиграть», чем переиграть. Благодаря этому, в его ролях всегда присутствует какая-то тайна, недоговоренность, секрет. Как мне кажется, артист не любит резко очерчивать своих персонажей, давать им однозначные определения. Отсюда - нежелание ярких перевоплощений и внешних трансформаций. Исключение, пожалуй, составляют два его героя: маргинальный и жутковатый Плюшкин в «Мертвых душах» Сергея Арцибашева в Театре им. Вл. Маяковского и спившийся актер-бомж Бимов в фильме «Усадьба». После этого фильма актер неожиданно признался, что всегда любил острохарактерные комедийные роли и в связи с этим вспомнил свой дипломный спектакль на курсе А.Гончарова - «Свои люди, сочтемся», в котором сыграл пьяницу Рисположенского.
Назначение Миндаугаса Карбаускиса на должность художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского открыло новую страницу в актерской биографии Игоря Костолевского. Первой строкой на этой странице стала первоклассная роль князя Дулебова в «Талантах и поклонниках» А.Н. Островского в постановке худрука театра. А совсем «свежей» работой Игоря Матвеевича и подарком самому себе к юбилею стала роль Петера Стокмана в спектакле «Враг народа» Г. Ибсена в постановке молодого режиссера Никиты Кобелева.
При всем уважении к герою этой заметки не могу не отметить один его серьезный недостаток: он терпеть не может давать интервью. Впрочем, актера можно понять. «Работники пера и микрофона» порой донимают Игоря Матвеевича такими вопросами, которые доводят его до белого каления. Однажды даже спросили про пластическую операцию, которую артист якобы недавно себе сделал. Впрочем, дотошных коллег (особенно женского пола) можно понять: 65-летий актер, действительно выглядит невероятно молодо. Да и физической статью Бог его не обидел. В связи с этим не могу не вспомнить забавный эпизод 35-летней давности. Костолевский (тогда еще просто Игорь) был занят в роли кавалера де Грие в телефильме «Манон Леско», который снимал Роман Виктюк. Нескольких актеров Театра МГУ, в том числе, автора этих строк, Виктюк попросил подыграть в массовых сценах. В одной из таковых мы, изображая стражников, арестовывающих де Грие, должны были хватать его за руки и тащить вон из комнаты. На каждую руку Костолевского было выделено по два статиста. Тем не менее, в порыве страсти кавалер так рванулся к своей возлюбленной и так отчаянно встряхнул руками, что все мы кубарем отлетели от него, как куклы. Недавно в театре, глядя на сегодняшнего Костолевского, я понял: доведись ему сыграть подобный эпизод сейчас, статистам тоже пришлось бы не сладко. Так что врут календари: «кавалергард» остается таким же молодым, мощным, стильным и романтичным, каким был 40 лет назад! Хотя и тяжело больным. Латинское название этой болезни- trudogolizm. По признанию самого Игоря Матвеевича, он совершенно не умеет отдыхать и сокрушается, что его ненавидят все партнеры за невероятную любовь к репетициям.
Павел Подкладов / Страстной бульвар, 10 / Выпуск №1-161/2013
Оригинальный адрес статьи