20 Сентября 2024
Сказка среди бела дня
О детском музыкальном спектакле «Багдадский вор и черная магия» Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Премьера 20 сентября 2024.
В далеком детстве была у меня любимая книга сказок. Она так и называлась: «Сказки среди бела дня». Это был небольшой сборник из трех сказочных историй Виктора Витковича и Григория Ягдфельда. Меня всегда пленяла этот переход из настоящей обыденной жизни в мир волшебных превращений и чудес. Страшно привлекало именно это проникновение в плоть и суть сказки, происходящее среди бела дня, когда, несмотря на беспросветную будничность существования срабатывает незаметный переключатель — и жизнь наполняется волшебством.
Сказка на сцене Маяковки врывается в театр, который стоит на самой обыкновенной улице в центре обычной Москвы. Но на сцене театра происходят настоящие чудеса. И дело не в том, что взрослые умные люди, образованные и технически грамотные, конструируют эти чудеса по вполне понятным им схемам. Дело в том, что бычная театральная техника на сцене превращается в чудо.
Чудо сверкает яркими красками восточных базаров и драгоценностей в пещере Циклопа, чудо врывается бутафорским ультрамариновым смерчем, бушующем на сцене, чудо живет и дышит в древних коврах, расписанных прихотливым восточным узором, так пленявшим эстета Уайльда умозрительным многообразием, - чудеса на сцене расцветают пышным многоцветием, которое ни разу не повторяется и никогда не надоедает.
Но чудеса в восточной сказке не только пленяют взгляд, но и услаждают слух. Все актеры поют в живую, под живую музыку, наполняющую зал современным звучанием забытых, но по-прежнему драйвовых мелодий. Энергия рок-обработок визуализируется яркими танцами, что в сочетании с необычными костюмами усиливает эмоциональный ритмический эффект. А уж когда в зал обращается сам Игорь Костолевский, выступающий в роли внесценического рассказчика историй, восторг публики зашкаливает.
Режиссер Егор Перегудов неистощим на выдумки и эффекты. В ход идет все, из чего можно создать чистое счастье детского восприятия жизни как праздника и волшебства: привычный воздушный шар достигает на сцене гигантских размеров — и, конечно же, лопается, как и ожидает ребенок, поднаторевший в общении с воздушными шарами. На сцене много трюков, но все они так искусно выполнены, так понятны и близки детям, что легко создают единое пространство, наполненное живой радостью.
Но все хорошо известные нам театральные приемы не сработали бы, не смогли бы зажечь зал, если бы сценическое пространство не зарядили люди: прогнозируемый успех музыкальной сказки — прежде всего триумф актеров, их мастерства, искренности и азарта, которыми они так щедро и неутомимо делятся с публикой.
В актерах редко сочетается драматическое дарование и профессиональный вокал. Перед нами тот редкий случай, когда сильные вокалисты обладают драматическим талантом и энергией души, способной заряжать зал. Вячеслав Ковалев, вырастающий в сумрачного волшебника со своей величественной арией Черного Мага, Анастасия Мишина в роли Птицы Феникс, таинственной и недоступной, но живо и по-куриному реагирующей на птичий корм (отличная режиссерская находка, исполненная доброго юмора), сверкающая Фатима Алины Вакаевой, трогательно-глуповатый Циклоп Олега Сапиро, жестокосердный Властелин Никиты Языкова и — главный драйвер и двигатель этого сумасшедшего праздника — Александр Скрыпников, душа спектакля и бесконечно возобновляемый источник энергии, питающей зрителей.
Его герой изобретателен и наивен, чист душою и хитроумен, искренен и неутомим. Багдадский Вор исполнен такого неиссякаемого оптимизма, так верит в себя и свою любовь, что сомневаться в благополучном исходе не приходится. Вся сказка пронизана светом и верой в силу добра, а это - самое главное и для детей, и для взрослых.
"Московская беседка", "Дзен"
Источник