основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


Пресса
29 Апреля 2024

"Симон", премьера театра Маяковского, отзыв

Очередной премьерой театра Маяковского, богатого на них в текущем театральном сезоне, и второй на Основной сцене стал спектакль по роману Наринэ Абгарян «Симон», ранее в России не ставившемуся. Подобный выбор далеко не самый очевидный, и точно не беспроигрышный, в связи с чем даже столь ответственную постановку можно назвать в некотором смысле экспериментальной и рискованной. Тем не менее, получившийся спектакль оказался, во многом, зрительским, приветливым и теплым по отношению к своей аудитории, не предъявляющим к ней особенных требований и не смотрящим на нее свысока. «Симон» пытается рассуждать о чем-то понятном и близком большей части аудитории, в чем-то – успокоить, в чем-то – обнадежить, но не ранить и не огорчить.


Афиша спектакля

Самым значимым достоинством «Симона», вне всяких сомнений, можно назвать его визуально-звуковую составляющую, настолько хорошо сделанную, что почти безупречную. Основная декорация представляет собой своеобразную «коробку» из светлых, но не белоснежных досок, с многочисленными окнами и дверями со всех трех сторон. Такая идея решает сразу несколько задач: ограничение пространства сцены создает специфический уют и атмосферу маленького армянского городка, цвет пространства порождает ощущение тепла, многочисленные ходы и снующие или выглядывающие из них люди – впечатление, что все друг друга знают, как характерно для подобных мест. Большое внимание уделено актерам и их образам: работа гримеров совершенно выдающаяся, так что, хотя в спектакле не занят ни один этнический армянин, ряду актеров смогли придать характерные черты лица. Но главное, в этом знали меру, так что в ситуации, когда создать армянский образ было невозможно, настаивать не стали, внешность героев не пародийна и не карикатурна. Работа с костюмами также тщательна: как стилизованные черные костюмы уместны, так и блестящие, с люрексом, множеством всяких «цацок», что отсылает к специфическим вкусам армян (как принято о них думать, по крайней мере). Вместе с тем, все очень деликатно, не издевательски, не пошло, а очень по-доброму. Прекрасная работа со светом и тенью, за счет которых иногда создавалась почти мистическая атмосфера. Важна и уравновешенность спектакля: здесь никто не кричит и не ссорится, все говорят нормальным голосом, хотя у этого, в целом, современного решения есть и оборотная сторона медали – без использования гарнитуры (а ее, увы, не задействовали) слышно далеко не идеально, так что, думаю, она была бы совсем не лишней. Считаю, что режиссер и художник-постановщик уделили огромное внимание всем деталям, создающим нужную атмосферу, а это большая и сложная работа.

К сожалению, при всей убедительности атмосферы и позитивности настроения спектаклю свойственны некоторые логические и драматургические огрехи. Одним из таких я бы назвала слабую связанность двух частей спектакля, когда заявленные в первом акте сюжетные линии, героини и герои так там и остаются, на получая развития или даже не появляясь снова вовсе. Вообще, первый и второй акт смотрятся двумя разными произведениями, вполне способными существовать независимо друг от друга, что кажется не слишком удачным решением. Кроме того, спектакль приходит в движение только во втором акте, что, очевидно, обусловлено тем, что исходный роман начинается в точке старта указанной части: это, видимо, объясняет некий сумбур первой половины (точнее, по хронометражу, от силы, трети). Возьму на себя смелость сказать, что первый акт спектаклю не нужен, отказ от него даже улучшил бы восприятие постановки и ее динамику. Увы, но его наличие не помогает даже в деле понимания хитросплетений отношений героев, так что некоторые вопросы, что к чему, у кого есть ребенок, у кого – нет, даже кто есть кто, остаются и после просмотра.


В принципе, основная идея постановки считывается вполне однозначно: не такая уж сложная, но и не легкая для того, чтобы сделать ее достоверной. «Симон» пытается говорить о любви как главной составляющей жизни, и его одноименный герой является проводником этого чувства. Он словно лекарство для израненных сердец, он приносит своим многочисленным женщинам хотя бы мимолетное счастье, способное изменить их жизнь. Все это прекрасно и воодущевляюще, но, как говорится, есть одно «но». Спектакль не лишен ряда внутренних противоречий, вполне способных поставить под сомнение даже центральный вывод. Женщины слишком независимы и оторваны от Симона, их истории подаются без послесловий, так что не вполне очевидно, как появление героя-любовника действительно меняло судьбы. Мешает восприятию Симона как точно положительного персонажа его жена, явно не ставшая счастливой и почему-то не получавшая от мужа ту порцию любви, что он дарил женщинам вокруг. Если он – такой бескорыстный малый, то почему обошел стороной самую близкую женщину?.. Этот вопрос повисает в воздухе.


Но главная загадка таится в последней истории любви Симона, хронологически первой, где герой предстает в не самом лучшем свете, чтобы дальше закончить спектакль восклицанием о себе: «Трус!». Запоминается последнее, и это последнее словно опровергает все, сказанное ранее. Здесь во вред общему смыслу действует разговор из первого акта, где размышление Симона о взгляде на женщину вдруг начинает казаться лишь уловкой для ее соблазнения, хотя актер играет абсолютную искренность. Думаю, не вполне удалось выстроить настоящую логическую цепочку причин и следствий, точнее, она выстроилась наоборот. По идее, та первая неудача Симона, его, по сути, грех, мог быть тем, что он заглаживал всей своей жизнью, даря без остатка свою любовь. Если сместить акценты в такую сторону, то паззл сложится. Лучше было закончить иначе: пусть в начале своего пути герой – трус, но в противовес стоило привести результаты всего хорошего, что он оставил после себя, например, детей, или счастливую жизнь его женщин после прощания. Такое окончание знаменовало бы и пресловутую победу жизни над смертью, и бессмертие бесконечной доброты главного героя, оставило бы хорошее послевкусие.


В «Симоне» полно символики, но, при общей хорошей работе с деталями, с символами так не вышло. Скажем, очень эффектно, когда после рассуждения о смерти на сцене возникает какой-то мужчина с косой (явный намек) и три женщины в черном. Это любопытно, только непонятно, зачем. Учитывая злой рок, нависший над Симоном, стоило бы как-то с этим поиграть, но, увы, это символ ради символа. Не вполне поняла решение с яблоком, с которым весь первый акт ходит героиня Вардануш. Совершенно ясны библейские мотивы, и яблоко это – запретный плод, но почему тогда именно эта милая женщина – змей-искуситель, если в ней нет ничего плохого?.. Яблоко в спектакле никто не кусает, не ест, так что тему можно считать нераскрытой. И это при том, что идея совершенно замечательная, только яблоко было бы верным отдать Симону после его первого неудачного романа и сделать символом соблазнения им женщин. Пусть он бы предложил яблоки своим женщинам, пусть надкусанные фрукты (не целые) были бы рядом с его гробом. Вот так было бы очень символично! Какое бы то ни было, но это плод познания, осознания жизни во всем ее разнообразии, и это ровно то, что давал своим женщинам Симон.


С другой стороны, есть несколько хороших примеров работы с символами. Например, Симон во втором действии: можно трактовать самым банальным образом, что он – душа, но мне кажется, он воплощает собой каждый раз свое воспоминание каждой следующей женщины о нем. Это объясняет то, что видит его только говорящая, и в каждом случае он свой, а не такой, каким был при жизни – по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Или Вардануш. Поначалу я не понимала этот образ, как и презрительно-снисходительное отношение к ней всех героев. Однако, учитывая последнюю сцену, можно предположить, что она воплощает собой этакую всеобщую мать. Она одинока, потому что рядом с такой могут быть только ее дети, но не мужчина, она говорит банальные истины, от которых отмахиваются ровно так, как дочери и сыновья не слушают родительницу в период взросления. Финал тем более подтверждает теорию.


Отмечу очень хорошие актерские работы всех задействованных актеров театра. Образы созданы очень мастеровито, в стремлении создать образ армян никто не перешел грань между достоверным и пародийным, даже использованная манера речи убедительна и как-то очень естественна. Алексей Дякин как Симон своей игрой умудряется закрывать некоторые прорехи в прописывании образа своего героя, поскольку подлинность, нелукавство Симона, его честность по отношению к женщинам сама по себе ответ о его миссии и смысле его жизни. Замечательная Александра Ровенских как Меланья: хотя ее героиня достаточно отталкивающая, она способна вызвать к ней сострадание и понимание ее. В тихой сдержанности Дарьи Поверенновой очень много чувств и эмоций, она даже не словами рассказывает свою историю, а только своей игрой. Словом, актерский состав подобран удачно, и чувствует себя в своих ролях уверенно. Заметно, что участие в спектакле доставляет им удовольствие.


Думаю, «Симон» может подойти зрителям, которым важно погружение в атмосферу и проживание чьей-то не вполне выдающейся жизни, гораздо больше, чем захватывающий сюжет. «Симон» - не триллер, никакой интриги в нем нет, он просто спокоен и добр, он утверждает, что все будет хорошо, этим и привлекателен; такие постановки хорошо смотрятся на малых сценах, например, на Сцене на Сретенке было бы в самый раз. Да, «Симону» не хватает динамики, временами может возникнуть ощущение скуки – признаюсь, у меня не все сложилось с этим спектаклем. Он не особенно глубокий, зато не переутомляет зрителя. Возможно, ему не хватает большей прозрачности, далеко не все сюжетные перипетии очевидны. Но он – про любовь, и лишь про нее, принять это или нет – зависит от конечного зрителя.


«Симон» Наринэ Абгарян, режиссер Денис Хуснияров, автор инсценировки Ирина Васьковская, сценограф Семен Пастух, художник по костюмам Стефания Граурогкайте, художник по свету Игорь Фомин. Основная сцена. Продолжительность 3 часа (фактически) с антрактом и традиционной задержкой начала (то есть окончание около традиционных 22 часов). Премьера 27 апреля 2024 г.


Состав: Алексей Дякин (Симон); Елена Мольченко (Косая Вардануш); Наталья Коренная (Старая Катинка); Александра Ровенских (Меланья, жена Симона); Дарья Повереннова (вдовая Сильвия); Зоя Кайдановская (Элиза); Наталия Филиппова (Софья); Юлия Силаева (Сусанна); Максим Глебов (Илия – милиционер, Ромик – муж Сильвии, Гамлет – средний сын Симона); Юрий Коренев (Каро – бывший муж Сусанны, Арташес – младший сын Симона); Игорь Марычев (Бениамин – муж Софии, Самсон – дядя Симона, Ашхарапет – старший сын Симона); Людмила Иванилова (Аничка); Надежда Бутырцева (Ашхен).


"Дзен", "Дневник москвички"

Источник


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо