У меня никогда не было мечты стать актером, это желание появилось внезапно, когда я выбирал между разными вузами и направлениями. Рассматривал медицину, юриспруденцию и журналистику, а в последний момент подумал, что можно попробовать поступить на режиссера, потому что мне нравилось кино. Но меня отговорили, сказав, что сначала лучше попробовать себя в качестве актера. Так что это было довольно спонтанное решение.
Когда стало понятно, что детское желание быть актером не просто детская мечта? Как это произошло?
У меня весьма образованные родители, которые с детства меня приобщали к культуре. И, пока большинство мальчишек играли в машинки, мы с папой играли в рыцарей и придумывали эпохальные истории с действующими лицами, событиями невероятной величины. А когда я оставался один, то продолжал эту историю у себя в голове. Думаю, что интерес к проживанию чужого опыта появился именно тогда. Потом я учился в юношеской телестудии в Самаре, там было много актерских тренингов, и уже там я более-менее осознанно понял, что вообще можно и этим заниматься. Но серьезно это не воспринимал до поступления в институт.
Вы когда-нибудь испытывали чувство «О! Мечта сбылась! Я актер! Какое счастье!»? Расскажите.
Такие моменты бывают на спектаклях и репетициях. Когда понимаю, что это моя любимая профессия и я просто счастлив быть на этом месте.
Как это — быть начинающим, молодым актером в наше время? Больше счастья? Или больше тревоги?
У меня больше тревоги. И время у нас нынче такое, и в принципе я отношусь к профессии серьезно, поэтому переживаю много. Тревога — это вообще очень важное для меня слово. Каково быть молодым актером? Думаю, я смогу ответить на этот вопрос лет через десять, когда перестану им быть, и мне будет с чем сравнивать.
Как молодому актеру играть молодого актера? Как вы работаете над ролью? В пьесе ваш персонаж правдоподобен?
Лично мне играть молодого, как ни парадоксально, довольно сложно. Есть большой соблазн идти от себя, привнося в спектакль свои переживания и трудности. А молодому человеку на сцене они не сильно нужны. У него могут быть свои проблемы, но молодость и легкость должны брать верх. А мне свойственно находить в материале что-то глубокое и неподъемное, и режиссер Сергей Тонышев настоятельно просил меня не заниматься Достоевским в нашем итальянском спектакле. Но вообще это невероятно интересно и дает какой-то заряд бодрости, энергии, иногда даже легкости.
Вы когда-нибудь испытывали чувство «О! Мечта сбылась! Я актер! Какое счастье!»? Расскажите.
Наверное, это было, когда в Театре Маяковского у меня был ввод в спектакль «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса. Тогда я в первый раз вышел на сцену с народными артистами Игорем Косталевским, Светланой Немоляевой, Михаилом Филипповым. Во время первых репетиций я понял, что это счастье, то, к чему я шел, что хочу развиваться здесь, среди этих людей.
Как это — быть начинающим, молодым актером в наше время? Больше счастья? Или больше тревоги?
Я считаю, что все должно быть в меру. Временами бывает тревога перед выходами на сцену, но я пытаюсь направить ее в спектакль и как-то плавно с ней справляюсь. Надо все-таки получать удовольствие от того, что ты делаешь, а не тревожиться, получится или нет.
Как молодому актеру играть молодого актера? Как вы работаете над ролью? В пьесе ваш персонаж правдоподобен?
Многим молодым ребятам, я думаю, это на руку, и мне в том числе, потому что в каких-то моментах мы с персонажами схожи. Мы играем со своими однокурсниками молодых актеров, которые выпустились из театрального вуза. У нас все это было, и мы переносим свой опыт на сцену. И так как мы все дружны и давным-давно знаем друг друга, у нас это весьма хорошо получается.
После девятого класса надо было решать, уходить в колледж или оставаться до одиннадцатого. Друзья предложили поступить в колледж на менеджера по маркетингу, я согласился. А когда рассказал об этом одноклассниками и произнес это вслух, то вспомнил, как в детстве, в 6–8 лет, смотрел «Ералаш» и «Гарри Поттера», и хотел быть «как там» — актером. У меня перед глазами возникла кинолента. И я решил: нет, остаюсь до 11-го класса и пойду учиться на актера. Вот так появилась мечта.
Когда стало понятно, что детское желание быть актером не просто детская мечта? Как это произошло?
До поступления в ГИТИС я долго занимался танцами, преподавал. В какой-то момент встал перед выбором: продолжать танцевать и зарабатывать на этом или уйти с головой в актерство, потому что времени ни на что уже не оставалось. И во время учебы в ГИТИСе стало понятно, что быть актером — это уже не мечта, а часть меня. Я фанат, можно сказать, «фанатик» своего дела.
Вы когда-нибудь испытывали чувство «О! Мечта сбылась! Я актер! Какое счастье!»? Расскажите.
Я часто сомневаюсь в себе, мне всегда мало, и я не могу сказать: «Все, я лучше многих, я всех сейчас сделаю». Актерская профессия многогранна, театр бывает разным, и здесь всегда есть чему учиться. Например, слушаешь аудиозаписи, как Олег Табаков читал сказки, какая у него дистанция, самоирония, и анализируешь, а как это делаешь ты. Мне кажется, молодой артист должен желать, гореть, хотеть, иметь школу, совесть, а уже потом все будет работать на тебя. Главное — стать человеком. Если посмотреть на советских артистов, они в первую очередь большие люди, а уже от этого большие актеры.
Как это — быть начинающим, молодым актером в наше время? Больше счастья? Или больше тревоги?
Наверное, в начале — радость, счастье. Есть даже такие стадии в институте. Первый курс — «Ты гений», второй — «Ты талант», третий — «Ты средний», а четвертый — «Где я?». На четвертом курсе ощущение, что ты ничего не понимаешь в этой профессии, не успел что-то добрать. У актеров всегда тревога, ведь, открывая новый материал, ты чувствуешь себя ребенком, который учится ходить. Каждая постановка — это учиться ходить заново.
Как молодому актеру играть молодого актера? Как вы работаете над ролью? В пьесе ваш персонаж правдоподобен?
В «Габриэле» есть правила игры, которые надо соблюдать. Это все равно итальянская комедия. У русского человека больше рефлексии, у итальянцев по-другому. При этом у каждого персонажа свой характер, свое отношение к тем или иным событиям, свое восприятие. И каждый из них в своей маске, ведь у нас есть черты комедии дель арте (вид итальянского народного театра. Площадные и уличные спектакли создавались при помощи импровизации, в основе сценария была лишь краткая сюжетная схема действия, а актеры выступали в масках. — Прим. ред.). Моего персонажа зовут Андре, я бы назвал его трагиком и рад проходить этот путь вместе с ним. Это во многом я, да и каждый у нас на своем месте. Судить, правдоподобно или нет, будет зритель. Но мне кажется, что любой человек, смотря этот спектакль, сможет увидеть себя в тех или иных обстоятельствах.
Во мне это было с детства заложено. Может быть, потому что родители говорили, что я артистка, или на каком-то детском утреннике так сложилось. Но сколько себя помню, столько была убеждена в том, что буду артисткой, всегда с этим жила. В девятом-десятом классах уже знала, что я буду поступать в театральный, и других вариантов даже не рассматривала. Как бы родители ни отговаривали меня, ни предлагали другие профессии, я была уверена в своем намерении.
Когда стало понятно, что детское желание быть актером не просто детская мечта? Как это произошло?
Я поняла это, когда начались первые слеты на прослушиваниях. Мечта — это что-то волшебное. А я поступала три года. И в первый год, когда не поступила, а все пошли учиться, поняла, что это не просто мечта, которая должна волшебным образом исполниться, а что нужно работать и очень-очень постараться, бороться. Это уже была не просто мечта, а смысл моего существования на тот момент.
Вы когда-нибудь испытывали чувство «О! Мечта сбылась! Я актер! Какое счастье!»? Расскажите.
После поступления появилась мечта сняться в кино, и на третьем курсе это произошло. Но после первой смены проснулась и поняла, что живу без мечты. День начался, а я не знаю, к чему стремиться. Это было сложно. Конечно, я жила так какое-то небольшое количество времени, после придумала новую мечту. Но это было шоком, я не понимала, что делать дальше.
Как это — быть начинающим, молодым актером в наше время? Больше счастья? Или больше тревоги?
У каждого по-своему, но мне кажется, что сейчас у молодых артистов много возможностей. Невероятное количество разных проектов, театров, спектаклей. Много молодых артистов берут в кино. Тут даже не то чтобы про тревогу, скорее про приятное волнение. Если свое дело нравится, это может быть просто волнительно в какие-то моменты.
Как молодому актеру играть молодого актера? Как вы работаете над ролью? В пьесе ваш персонаж правдоподобен?
С какой-то стороны это проще, потому что мы одного возраста с персонажами и профессия одна и та же. Но все-таки мы играем не себя, а абсолютно других людей. Моя героиня сильно отличается от меня, она — девчонка без тормозов, которая не знает, чего хочет, куда ей податься, как жить, кого любить. Абсолютная потеряшка, которая пытается найти свой путь. А мне кажется, что я со своим уже примерно определилась и понимаю, чего хочу добиться.
Отлично помню, потому что уже в восемь лет я сформулировал свою мечту, определился со своей профессией и шел к ней. Рядом с поселком, где я жил, была театральная студия. Оттуда меня пригласили на кастинг в МХТ имени Чехова, и я прошел. Попал в театр, где играли Олег Табаков, Сергей Безруков и много других прекрасных актеров. Мне было тогда восемь лет, и уже тогда я понял, что хочу с актерской игрой связать всю свою жизнь.
Когда стало понятно, что детское желание быть актером не просто детская мечта? Как это произошло?
Когда я не один десяток раз следил за тем, как играют маститые актеры в одном и том же спектакле, как они импровизируют, находят всегда что-то новое в тексте. И каждый раз, несмотря на то что я уже знал, как сцена начнется и чем закончится, мне было интересно. Уже тогда я понимал, что я хочу уметь так же.
Вы когда-нибудь испытывали чувство «О! Мечта сбылась! Я актер! Какое счастье!»? Расскажите.
Да, испытывал и до сих пор его регулярно испытываю. В нашей профессии каждый раз нужно доказывать нужность. В 20 лет у тебя один игровой возраст, одно амплуа, в 30 — другое. Когда я проходил кастинги в театре или кино, то я чувствовал себя нужным, и это делало меня счастливым.
Как это — быть начинающим, молодым актером в наше время? Больше счастья? Или больше тревоги?
Зависит от того, кто как себя ставит. Если ты очень сильно волнуешься и думаешь о том, что ты начинающий, ничего не знаешь, а есть люди, которые все-все умеют, тогда, конечно, трудно. Но многие препятствия формируются в голове, и нужно самому пробивать блоки. И если ты думаешь, что ты молодой, талантливый, у тебя много энергии и сил, знаешь свои сильные стороны, тогда будет гораздо легче двигаться.
Как молодому актеру играть молодого актера? Как вы работаете над ролью? В пьесе ваш персонаж правдоподобен?
Мне гораздо легче играть молодого актера, все-таки возраст близкий, и пьеса очень близка нам, потому что она про актеров. Не нужно слишком много догадываться, вчитываться, что такое та или иная профессия. Не приходится слишком сильно углубляться в эпоху, потому что действие происходит практически в наши дни. Остается понять итальянский менталитет, персонажа. Какой он, чего хочет, что с ним происходит, какие у него жизненные принципы, как он мыслит. Мой персонаж правдоподобен, люди могут узнать его в себе.
Я не из актерской семьи, у меня нет никого из близких родственников, кто был бы связан с актерской профессией. Видимо, сказалось то, что лет с трех я ходил в школу эстрадного искусства, и у меня уже была какая-то привычка к сцене. И, когда пришла пора думать, кем я хочу стать, как-то эта тяга, которая развивалась во мне с детства, победила. Решил попробовать, и, к счастью, получилось.
Когда стало понятно, что детское желание быть актером не просто детская мечта? Как это произошло?
Такой момент был в процессе поступления. С первого раза у меня не получилось, я вернулся в Питер учиться по другой специальности, отслужил в армии и только потом решил попробовать еще раз поступать. И вот когда проходишь тур за туром, когда кажется, что что-то получается, когда осознаешь, что поступил, то понимаешь, что это уже не просто детская мечта.
Вы когда-нибудь испытывали чувство «О! Мечта сбылась! Я актер! Какое счастье!»? Расскажите.
Сложно отследить это чувство. После поступления сразу началось столько всего интересного, что уже не думал об этом. Не было времени отрефлексировать. Может быть, только когда приходил в общежитие за полночь, ложился и перед сном мелькали мысли: «Да, наконец-то это произошло». На работе в театре повысилась планка, личная ответственность. Первое время было тяжело и страшно. Я радовался, но вместе с тем возросла и ответственность.
Как это — быть начинающим, молодым актером в наше время? Больше счастья? Или больше тревоги?
Зависит от ситуации, но в целом больше счастья. Если ты действительно хочешь этим заниматься, если попал в театр или в кино, даже если это маленькая роль или проект, то можно сделать это классно и получить удовольствие от процесса. Если настроить себя на получение удовольствия, оно и будет.
Как молодому актеру играть молодого актера? Как вы работаете над ролью? В пьесе ваш персонаж правдоподобен?
Моего персонажа нет в пьесе, у меня роль режиссера. Когда была читка, Сергей Тонышев читал вслух ремарки, а ребята — текст на сцене. Из этой практики родилась моя роль. У пьесы игровая природа, это итальянская комедия. Мы сразу пришли к маскам, и хотелось привнести больше импровизации. Моя задача в том, что я по ходу действия подкидываю ребятам какие-то задачи, меняю предлагаемые обстоятельства, чтобы это было для них неожиданно, чтобы они были так по-хорошему не готовы к тому, что ждет их дальше. Я стараюсь не подставить ребят, а сделать так, чтобы им было интересно.
Я жил в деревне, все мои друзья пили, и уехать в другое место стало моим спасением. Я только заканчивал девятый класс, был очень маленьким и ведомым, и меня уберегли от худшей жизни тем, что увезли в город поступать на артиста. Это было решение моей мамы, она очень любит театр и искусство. А я не был силен в математических науках, но умел читать стихи, и на все конкурсы от школы отправляли меня. Поэтому, когда встал вопрос, куда поступать, все как-то само сошлось.
Когда стало понятно, что детское желание быть актером не просто детская мечта? Как это произошло?
Когда я начал сталкиваться с какими-то трудностями. В жизни я больше тихий, не люблю ни с кем разговаривать, мне самому с собой интересно. Что-то кому-то высказать или, например, признаться в любви — этого я боюсь. А на сцене на мне ответственности нет, это же не я все говорю, а персонаж. Это облегчает мои внутренние переживания, я могу привнести в спектакль то, что происходит у меня в жизни, и никто об этом даже не узнает.
Вы когда-нибудь испытывали чувство «О! Мечта сбылась! Я актер! Какое счастье!»? Расскажите.
Нет, такого не было. Я вообще долгое время был самокопающимся, меня все не устраивало: что я делаю, что я играю. А потом мне помощник режиссера Людмила Григорьевна сказала: «Стас, ты все умеешь, знаешь, что говорить, что играть. А когда же ты будешь получать удовольствие от всего, что ты делаешь?» И вот сейчас я в профессии больше за удовольствием.
Как это — быть начинающим, молодым актером в наше время? Больше счастья? Или больше тревоги?
Сложно сказать. У меня есть страх, что из меня ничего не получится, что я совершенно не то выбрал и занимаюсь не тем. Но я молод, и у меня есть мечты. Сидя у себя дома, я могу представить, кем могу стать, и в этом вся прелесть. Даже когда ты чего-то добьешься, нужно не переставать мечтать.
Как молодому актеру играть молодого актера? Как вы работаете над ролью? В пьесе ваш персонаж правдоподобен?
Лично мне играть молодого актера сложнее. Чем ближе к себе, тем сложнее, так как нужно добавлять не только себя, но и персонажа. Даже неважно, какой он профессии, все дело в человеке. Меня с Джампьеро сближает неуверенность в себе. Он говорит: «Я первый, кто не верит в себя». Так же и со мной. Если ты у жизни просишь уверенности, она тебе этого не дает. Но она может дать повод проявить эту уверенность. Так происходит у меня и у персонажа. Нас сближают эти поводы, когда нужно проявить веру в себя.
Беседовала Анастасия Степанова