Обычно театральные режиссеры намеренно «заостряют» любовный конфликт между главными героями (замарашки-грубиянки Элизы и профессора-циника Генри Хиггинса, сумевшего «вылепить» из нее «герцогиню»), забывая, что у пьесы Бернарда Шоу есть послесловие. В нем он дает понять: Элиза не остается с профессором, а выходит замуж за молодого поклонника. Мэтр отечественной режиссуры Леонид Хейфец ставит свой спектакль о том, почему любовь была, но судьбы не случилось.
СПЕКТАКЛЬ О ТОМ, ПОЧЕМУ ЛЮБОВЬ БЫЛА, НО СУДЬБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ
По версии режиссера Хиггинс — большой капризный ребенок. Его «женофобия» комична и трагична одновременно — из-за нее никто не будет счастлив, а Игорь Костолевский в главной роли — стопроцентное попадание. Его профессор невыносим: красивый, капризный, ядовитый. Это харизматичный хам, в которого легко влюбиться девочке с добрым сердцем. Элиза Натальи Палагушкиной именно такая — очень добрая и наивная. Но только в начале. Сцена ее ссоры с Хиггинсом после приема, на котором героиню приняли за герцогиню, — самая мощная в спектакле. И сыграна как трагическая: девочка вдруг осознает, что ей остается либо принять грубость любимого, тычки и насмешки как выражение любви или уйти. Элиза выбирает второе.
В постановке удивительно яркие актерские работы. Помимо неподражаемых Костолевского и Палагушкиной свой колорит вносит и Анатолий Лобоцкий в образе учтивого, закованного в офицерскую броню Пикеринга, а также Ольга Прокофьева в роли элегантной и мудрой миссис Хиггенс.
Прибавьте к обаянию персонажей эффектный визуальный ряд. Сцена похожа на глянцевую открытку туристического Лондона: стеклянная витрина на вращающемся подиуме, автомобиль начала века, гигантский фонограф, фигура гвардейца и почти настоящий лондонский туман. А какие роскошные костюмы: кружево цвета топленого молока, очаровательные шляпки, шерстяные пиджаки, бархатные бабочки...
Удивительным образом спектакль совмещает сразу две, казалось бы, взаимоисключающие функции — развлечь-порадовать зрителя и заставить его задуматься о том, стоит ли любовь переломанной судьбы, унижения собственного достоинства и отсутствия радости в жизни. Ведь личность —много больше, чем болезненная привязанность даже к самому выдающемуся учителю.
Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»