28 октября, пятница
ВЫСТАВКА
ВЗ «Новый Манеж», до 9 января
В «Новом Манеже» открывается большая выставка, посвященная автору «Мастера и Маргариты»,— центральное событие довольно обширной программы по празднованию 125-летнего юбилея Михаила Булгакова. По словам кураторов, экспозиция представляет собой «невозможный музей» писателя, экспонаты которого получилось собрать со всего мира только на время выставки. Ее центр — воссозданный интерьер квартиры Булгакова в Нащокинском переулке, той самой, где были написаны «Мастер и Маргарита» и «Театральный роман». Вторая биография, на которую намекает название выставки,— это собственно судьба текстов писателя, их прижизненные мытарства и посмертная слава.
ФЕСТИВАЛЬ
Словацкие фильмы
Кинотеатр «Фитиль», до 31 октября
Открывшаяся в Москве ретроспектива словацких фильмов — редкий шанс познакомиться с этой не самой известной с точки зрения кинематографа страной. Еще можно успеть как минимум на два фильма из программы: «Петь через Дунай» Милослава Лютера 1989 года и «Я люблю, ты любишь» Душана Ганака (1980). Первый — трагическая история двух друзей, словака и чеха, после образования накануне Второй мировой войны Словацкой республики и Протектората Богемии и Моравии. Второй — трагикомедия про маргиналов, пролежавшая на полке восемь лет, а в 1989 году получившая на Берлинском кинофестивале «Серебряного медведя» — приз за лучшую режиссуру.
29 октября, суббота
КОНЦЕРТ
Культурный центр «Дом» (20.00)
Норвежский джаз настолько силен, что веет где хочет и создает среду практически на любом расстоянии от родины. Живое подтверждение этому — контрабасист Ингебрихт Хокер Флатен. Самый смелый из его многочисленных проектов — созданная им в США группа The Young Mothers. Почти все ее участники, кроме Флатена,— жители Техаса. Музыка The Young Mothers — это, по словам Флатена, самый настоящий плавильный котел, в котором соединяются и джаз, и рок, и хип-хоп — это начало исходит от яркого трубача и декламатора Джавваада Тейлора. Еще один лидер группы — второй барабанщик, перкуссионист, вибрафонист и вокалист Стефан Гонсалес, который время от времени начинает сопровождать музыку рыком в стиле грайндкор. Соратник Флатена по ансамблю The Thing титан-саксофонист Матс Густафссон недавно сказал, что выступление The Young Mothers было лучшим концертом, на котором он был за десять лет.
МЮЗИКЛ
«Бал вампиров»
МДМ (19.00)
В 1967 году Роман Полански снял черную комедию «Бесстрашные убийцы вампиров», в которой колоритная парочка, престарелый профессор Абронсиус с диким взглядом и его молодой ассистент Альфред (его роль играл тогда сам Полански), путешествует по заснеженной Трансильвании в поисках вампиров. В 1997 году в Вене Полански поставил мюзикл по этому фильму. Песня «Total Eclipse Of The Heart», первой исполнительницей которой была Бонни Тайлер, удостоилась премии «Грэмми». Красивую готическую историю, полную мрачного обаяния, посмотрели в 12 странах, шла она и на Бродвее. В Москве же этот мюзикл появится в театре МДМ благодаря Stage Entertainment. Исполнители главных ролей уже прошли «вампирский мастер-класс» у Полански в Париже и готовятся покорить зрителей хитами в стиле глэм-рок — 75 смен декораций, анимация, свет, создающий 3D-эффект, мистическая атмосфера.
31 октября, понедельник
ФИЛЬМ
Доктор Стрэндж
Многострадальная экранизация комикса про величайшего в мире нейрохирурга Стивена Стрэнджа, карьера которого была уничтожена из-за травмы в результате автокатастрофы. В поисках излечения он стал скитаться по свету до тех пор, пока не встретил некоего Старейшину, сделавшего из него Верховного волшебника Земли. Фильм должен был быть снят еще в 1986 году Бобом Гейлом, но проект закрыли. Отменяли его еще несколько раз — студии постоянно перепродавали его друг другу: режиссером должен был стать Уэс Крейвен, потом — Гильермо дель Торо, а в итоге фильм достался автору «Синистера» Скотту Дериксону. Стрэнджа играет Бенедикт Камбербэтч, Старейшину — Тильда Суинтон. Любопытно, что в 2012 году Джордж Р.Р. Мартин изъявил желание написать сценарий, но получил отказ от студии, потому что собирался отгородить Стрэнджа от других героев вселенной Marvel и требовал заключения контракта, согласно которому написанный им сценарий не может быть изменен, а франшиза — перезапущена.
Кинотеатр «Пионер» (21.30)
Совместный проект Weekend и кинотеатра «Пионер» продолжается показом третьего (из пяти) фильмов Василия Шукшина. Название этого фильма исчерпывает его содержание. В нем чудится спокойная насмешка: над зрителями или над героями — не поймешь. «Странные люди» — самый странный фильм Шукшина.
2 ноября, среда
ВЫСТАВКА
Лев Самойлович Бакст и семья Третьяковых
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, до 29 января
Самая неожиданная выставка года Бакста — архивно-документальная или, правильнее сказать, амурно-матримониальная: Павел Третьяков и Лев Бакст постепенно переходят от системы отношений «коллекционер — художник» к системе отношений «тесть — зять». Третьяковка достает из своих запасников самое интимное, а именно — фотографии, письма и прочие бумаги, связанные с удивительным браком, ради которого Баксту пришлось принять лютеранство. В центре экспозиции, естественно, она, муза, «Портрет Любови Павловны Гриценко», 1903; холст, масло; Третьяковская галерея.
3 ноября, четверг
ФИЛЬМ
Автор «Прислуги» Тейт Тейлор экранизирует одноименный бестселлер Полы Хокинс. Эмили Блант играет разведенную алкоголичку по имени Рейчел, Джастин Теру — ее бывшего мужа, изменившего ей с риэлтором Анной, на которой после развода благополучно женился. С тех пор Рейчел снимает комнату у своей бывшей однокурсницы и врет, что ходит на работу, в то время как целые дни пьет и катается на электричке мимо дома бывшего мужа, его новой жены и их новорожденной дочери. По соседству с ними живет молодая пара, чьим идеальным браком любуется Рейчел, но на самом деле муж — абьюзер и манипулятор, а жена изменяет ему со всеми подряд. Став свидетельницей одной из таких измен, Рейчел как следует напивается, сходит с поезда и отправляется поговорить по душам с девушкой, но тут у нее случается провал в памяти. Очнувшись, она обнаруживает себя дома в крови и узнает, что девушка пропала без вести. Американские критики отмечают блестящую актерскую игру Блант, но фильм при этом объявляют провалом.
4 ноября, пятница
СПЕКТАКЛЬ
Наш класс
Театр им. Евг. Вахтангова (Новая сцена) (19.30)
Тадеуш Слободзянек написал свою пьесу в 2008 году — через восемь лет после того, как была опубликована книга Яна Гросса «Соседи», посвященная погрому в Едвабне, польском городе, в котором в июле 1941 года местные жители польской национальности массово расправились со своими соседями еврейской национальности. Пьеса воссоздает историю одного школьного класса в Едвабне — начиная с 1920-х до 1980-х — и заново напоминает о том, что соучастникам грандиозных преступлений рано или поздно приходится отвечать за свою долю, даже если она кажется ничтожной на фоне «мирового пожара».
Максим Венгеров
Большой зал Московской консерватории (19.00)
Скрипач Максим Венгеров — один из ярчайших инструменталистов и обладатель множества международных наград, в том числе двух «Грэмми». В Москве он играет нечасто, с его прошлого концерта прошло два года. В нынешнее свое выступление, которое пройдет в рамках II Международного скрипичного фестиваля, он включил произведения Шуберта, Бетховена, Равеля, Изаи, Эрнста и Паганини. Венгеров играет на уникальном инструменте «Крейцер» работы Страдивари 1727 года. Аккомпанировать ему будет пианист Рустем Сайткулов, победитель международных конкурсов, в том числе Конкурса пианистов имени Бузони, Римского фортепианного конкурса и Monte Carlo Piano Masters. 5 ноября, суббота
Все мои сыновья
Театр им. Вл. Маяковского (Сцена на Сретенке), 5 и 6 ноября (18.00)
Режиссер Леонид Хейфец, значительную часть жизни проработавший в подавляющем своей монументальностью пятиконечном Театре Российской армии, в последние годы полюбил уютное камерное пространство дополнительной сцены Маяковки, расположенной в подвальном этаже обычного жилого дома. Здесь можно увидеть все спектакли Хейфеца последних лет. Ближайшая осенняя премьера — военная драма Артура Миллера, действие которой разворачивается не на полях сражений, а внутри одной семьи, в которой ложь поколения «отцов» оборачивается гибелью поколения «детей» и крахом надежд для всех, независимо от возраста. Своего рода ответный ход после «Отцов и сыновей» (Тургенев в популярной обработке Брайана Фрила), поставленных Хейфецом на этой же сцене и посвященных гибельно безответственной молодости.
КИНОПОКАЗ
Великий перелом
Кинотеатр «Пионер» (21.30)
Совместный проект Weekend и кинотеатра «Пионер» продолжается показом фильма «Великий перелом» Фридриха Эрмлера (1945). Это фильм о войне, где, кроме двух пленных, нет врагов. Фильм государственного значения, где Верховный главнокомандующий не появляется, даже имя его не звучит. Фильм о Сталинградской битве не только без Сталинграда, но и без битвы.
РЕТРОСПЕКТИВА
Фильмы Нанни Моретти
Кинотеатр «Пионер», 8 — 17 ноября
До своего хита «У нас есть папа!» 2011 года итальянец Нанни Моретти снял много других достойных фильмов — и их можно будет увидеть в кинотеатре «Пионер» на ретроспективе, которую откроет сам режиссер. Наиболее известные из них — «Дорогой дневник» (1993) и «Комната сына» (2001), получившая в Канне Золотую пальмовую ветвь. Моретти — в своем роде неудавшийся итальянский Вуди Аллен, снимающий комедии о том, как весьма посредственный герой (в исполнении самого режиссера) сталкивается с неизбежностью. В «Комнате сына» это смерть ребенка, в «Дорогом дневнике» — рак, в «Моей маме» — смерть мамы, в том же «Папе» — сам Господь Бог. В итоге у Моретти получаются элегические, чувственные зарисовки о самом главном, в которых комическое причудливым образом переплетается с трагическим. Порой фильмы Моретти можно обвинить в мелодраматичности и слезливости, но его несмешные экзистенциальные комедии несутся со скоростью поезда — и этот поезд не остановить.
Поздняя любовь
«Современник» (Сцена на Яузе) (19.00)
Любовь не слишком молодой и не очень привлекательной девицы к лентяю, вертопраху и ветренику — это любовь, которая по всем законам и признакам должна закончиться скверно. У Островского же она, вопреки всему, заканчивается хорошо. В постановке Егора Перегудова все решает актерский ансамбль во главе с Аленой Бабенко и Василием Мищенко — персонажи, живущие жизнью, которую сам Островский называет «захолустной», оказываются и нелепыми и героически возвышенными в одно и то же время. А значит, в каком-то смысле вдвойне достойными этой самой любви.
ВЫСТАВКА
Герхард Рихтер. Абстракция и образ
Еврейский музей и центр толерантности, до 5 февраля 2017 года
Выставка Герхарда Рихтера не первая в России, но в отличие от небольшой выставки-дайджеста штутгартского Института связей с зарубежными странами (IFA), гастролировавшей у нас 10 лет назад, она велика и представительна, что соответствует олимпийскому статусу «главного немецкого художника» современности. Центральной работой экспозиции станет инсталляция «Биркенау» — грамотный ход британского куратора Пола Мурхауса.
Show US!
Кинотеатр «Формула кино Горизонт», до 13 ноября
КОНЦЕРТ
Джон Грант
Клуб «Шестнадцать тонн» (20.00)
Хороший мальчик
Бодрая лирическая комедия Оксаны Карас, снятая по сценарию Михаила Местецкого и Романа Кантора. Приключения хорошего девятиклассника Коли Смирнова, чья вроде бы обещавшая быть обычной неделя превратилась в череду удивительных происшествий — в диапазоне от пары странных свиданий до загадочного поджога. После победы на «Кинотавре» «Мальчика» объявили самым интересным фильмом фестиваля, который легко может встать в один ряд с такими хитами, как «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой или «Комбинат «Надежда»» Натальи Мещаниновой,— благодаря наивной смелости, искрящейся жизни и легкому дыханию.
«Коммерсант»