Практика не раз доказывала, что если в династии есть хоть капля артистической крови, то она рано или поздно проявит себя. Когда Евгения Симонова со своим братом Юрием, разыгрывала театрализованные представления для соседей по даче, никому и в голову не приходило, что эти трогательные детские забавы – тонкий и довольно прозрачный намек судьбы. Родители девочки надеялись, что их дочь пойдет по их стопам и получит серьезную профессию. Отношения со школой у Евгении не особо складывались – точные науки были для нее настоящей катастрофой. Учителя разводили руками, но обаяние девочки, ее веселый нрав обезоруживали педагогов, и им ничего не оставалось, как идти ей навстречу. Блистательных результатов в геометрии родители от дочери не ждали, делая ставку на ее способности к языкам, передавшийся по наследству от мамы.
Отец Евгении, уважаемый нейрофизиолог, академик Павел Симонов был вхож в Школу-студию МХАТ, где читал по приглашению Олега Ефремова лекции, по тематике соприкасавшиеся с профессиональной актерской сферой. Дома он увлеченно рассказывал о вступительных экзаменах, на которые его пригласили поприсутствовать. Свой энтузиазм он смог передать домашним, и не удивительно, что Евгения попросила отца показать ее кому-нибудь из педагогов. Правда, из затеи ничего не вышло – все сходились во мнении, что девушке нужно оставить иллюзии об актерской карьере. Среди знакомых семьи также никто не смог разглядеть дарования, кроме Петра Ершова, теоретика, автора целостного учения о театральном искусстве.
Поступить в Школу-студию МХАТ Симоновой не удалось даже несмотря на снисходительное отношение педагогов, подкрепленное авторитетом отца. В какой-то момент Евгения решила для себя, что жребий брошен, и ее место в пединституте, на факультете лингвистики. Вестником судьбы стала подружка Лида, чудом уговорившая Симонову составить ей компанию и пойти попробоваться в Щукинское училище. Оказавшись в последней десятке абитуриентов, Симоновой, кажется, могло помочь прорваться в число принятых счастливчиков только чудо. И оно произошло: девушке разрешили показать музыкальный номер из фильма «Моя прекрасная леди». Любовь к английскому языку и актрисе Одри Хепберн помогла Симоновой вскочить на подножку уезжающего поезда в актерское будущее.
Прорвавшись с таким трудом в студенческое сообщество, Симонова рисковала покинуть его так же неожиданно. Девушке мешала природная скованность, стеснительность. То, что актеры называют «зажимом», тяготило и саму Симонову, и Юрия Катина-Ярцева, в чью мастерскую она попала. Свободу актрисе давало только музыкальное сопровождение: под гитару она преображалась, обретала гармонию с собой. Что произошло дальше, Евгения Павловна не может объяснить: то ли количество перешло в качество, то ли по какой-то другой причине, но под конец первого года в Щукинском училище «зажим» сам собой исчез.
Первая роль Симоновой в большом кино состояла всего из шестнадцати слов. Это был фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики», где актриса воплотила образ трагически погибшей летчицы Маши Поповой. Мастерски играя в череде эпизодов, актриса смогла создать яркий героический характер девушки, и зрители запомнили ее.
Парадоксально, но одна из самых значимых ролей в кино Симоновой – Принцесса из «Обыкновенного чуда» могла бы и не сложиться. Марк Захаров до последнего сомневался в Симоновой, искал свой неуловимый образ, перебирал фотопробы. Зато профессиональное чутье не подвело второго режиссера Полину Сырцову, которая своей настойчивостью помогла склонить Захарова и утвердить Симонову. Сама актриса называет свое участие в «Обыкновенном чуде» подарком судьбы.
Вся творческая жизнь Евгении Симоновой неразрывно связана с Театром имени Маяковского, на сцене которого она сыграла более двадцати ролей. В нынешнем репертуаре у нее три спектакля – «Август: Графство Осейдж», «На чемоданах» и «Старомодная комедия». Евгения Павловна считает, что именно сцена помогает ей по-настоящему раскрыться. Как она сама признается, свое существование в киноформате она принимает не до конца, и ее волнение связано с тем, что процесс съемок трудно контролировать – в каком-то смысле он непредсказуем, и результат подчас предугадать очень трудно. В театре все иначе. Евгения Павловна до сих пор волнуется перед премьерами, но она научилась направлять свои переживания в нужное русло так, что публика даже не догадывается, что на самом деле чувствует актриса. В личной жизни у Евгении Павловны царит гармония. Две ее дочери – люди искусства. С Зоей она играет в одних спектаклях.
Евгению Павловну поздравили коллеги по цеху:
Анна Ардова, актриса Театра имени Маяковского:
«Евгения Симонова – великая актриса. И я счастлива, что играю с ней на одной сцене – она играет мою мать. Она потрясающий партнер и очень хороший человек! Евгения Павловна невероятная, и на нее хочется быть похожей. Я желаю ей здоровья, счастья, радости. А главное – много здоровья и сил, и ролей, которые будут для нее интересными и сложными. Мне повезло быть ее современницей! Как актриса я многому у нее учусь, это происходит постоянно – каждую секунду нашей совместной работы».
Юлия Чечикова, М24.ru
Оригинальный адрес статьи