Сказать, что в Музыкальном театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко собралась вся театральная Россия, наверное, некорректно. Театральная Россия – это её зрители.
Но театр такое искусство: не столько массовое, сколько элитарное. И потому подобные церемонии, как 23-я «Золотая маска», нужны не для того, чтобы подвести итоги, сколько для того, чтобы открыть новые границы. Расширить географию.
На самом деле организаторы фестиваля «продали» своих фаворитов. В специальной программе «Золотая маска в кино» в 60 городах были показаны 4 спектакля на большом экране. Два признанных шедевра эксперты отобрали среди номинантов. Это балет «Ромео и Джульетта» (Екатеринбургский театр оперы и балета) и спектакль «Гроза» (БДТ Товстоногова, Санкт-Петербург). Они, в общем, и взяли свои награды – за лучший балет и лучшую режиссуру.
Неожиданностей не произошло и в номинации лучшей оперы, которую получил Большой театр за «Роделинду». А уж то, что «маски» за вклад в театральное искусство получат Владимир Этуш и Олег Табаков, было известно заранее. Впрочем, конечно же, это не отменяет важности награды. Драматические номинации – всегда самые важные. К ним особое внимание. И какой подлинный драматический актер не хотел бы сыграть Гамлета?
Данила Козловский вот сыграл в одноименном спектакле Льва Додина, да так, что «Золотая маска» за лучшую мужскую роль просто не могла ему не достаться. Театр Маяковского в этот день стал триумфатором. А, вернее сказать, спектакль этого театра – «Русский роман о жизни Льва Толстого». Евгения Симонова, сыгравшая жену графа Софью Андреевну, получила «маску» за лучшую женскую роль, а сам спектакль взял главный приз.
Посмотрим на список номинантов на главную «маску» – за драматический спектакль большой формы. «Гамлет», «Гроза», «Дядя Ваня», «На всякого мудреца довольно простоты». Человеку, далекому от театра, может показаться, что это репертуар 19-го века. Мол, театр не меняется. Кажется, что авторы больше ничего и не читают, но на самом деле они переосмысляют. Это и есть настоящий театр. И победитель этой номинации – спектакль «Русский роман» – это тоже история про переосмысление. Только жизни Льва Толстого. А, может, и всей культуры России. Что, согласитесь, достойно победителя.
Репортаж телеканала «РЕН ТВ»