30 сентября и 1 октября на Сцене на Сретенке Театра Маяковского прошли премьерные показы спектакля «Палата №6». К одноимённой повести вечно актуального Антона Павловича Чехова театры обращаются не так часто, как ко многим другим произведениям гениального классика русской литературы.
«Палату №6» смело можно назвать пронзительным протестом против равнодушия и цинизма как общества, в целом, так и каждого конкретного человека, в частности. Да, один человек не способен глобально изменить что-либо во всём мире, однако, в силах каждого из нас созидать и приумножать добро, не закрывая глаза на беды окружающих.
Режиссер Евгений Закиров отказывается от расхожей эстетики сумасшествия и главными мотивами делает экзистенциальный кризис слабого интеллигентного героя, заблудившегося в щемящей абсурдности русского мироустройства. В спектакле кроется много философии, неспешной лирики, абсурдного юмора и трагедия, обычная у Чехова: когда могло случиться чудо, а случилась нелепость – и погубила человека.
В «Палате № 6» нет полностью положительных и абсолютно отрицательных персонажей - у каждого своя правда, своё мировоззрение. Спектакль Евгения Закирова задаёт вопросы и ищет ответы.
В центре действия - главный врач провинциальной больницы Андрей Рагин, которого глубоко и тонко воплощает талантливый Сергей Беляев, этого актера зрители Маяковки особенно любят в роли Евгения Базарова в прекрасном спектакле Леонида Хейфеца «Отцы и сыновья».
Многогранный актёр великолепно воплощает образ рефлексирующего персонажа. В Рагине мы наблюдаем вечно актуальный конфликт личности и среды, внутренний диссонанс и дисбаланс, который у Чеховских героев всегда особенно пронзителен. Кажется, у Рагина есть всё для комфортной счастливой жизни - почётная должность, любимая работа, возможность для развития, и с интеллектом у этого персонажа тоже всё хорошо, а вот с силой воли, решительностью и способностью на поступок большие проблемы. В книгах он находит то, чего ему не достаёт в людях: мудрость, порядочность, гармонию. Книжные герои гораздо более притягательны, чем реальное окружение Рагина: ему буквально не с кем поговорить - одних он считает приземлёнными, других - пошлыми и примитивными, а третьих - попросту скучными.
Время тянется вереницей бессмысленных, однообразных дней, и в один момент Рагин вдруг знакомится с тем, с кем ему по-настоящему интересно общаться: это его пациент Иван Громов, бывший чиновник, по воле судьбы и рока оказавшийся в палате для душевнобольных людей. В этой роли предстаёт молодой актёр Мамука Патарава.
Диалоги врача и пациента очень вдумчивы и глубоки, в них завуалировано множество смыслов, порой очевидных, а подчас беспощадных.
Важную лепту в развитие действия вносят и второстепенные герои этой истории, у каждого из которых свой характер и своя очень узнаваемая индивидуальность. Дипломатичный фельдшер контрастирует с жестоким охранником, подлый приспособленец с простой, но примитивной горничной.
В спектакле участвуют: Алёна Васина, Константин Константинов, Иван Сапфиров, Андрей Гусев, Максим Глебов.
Евгений Закиров: «Этот текст вообще не про психушку! Стоит ли бороться с чем-либо вообще? Вот главная тема. Ещё для меня важна здесь форма любви. Два человека - врач и пациент – нашли друг друга. Это очень важная встреча, когда один в другом открывает целый мир и влияет на него. Но роком судьбы эти двое оказались по разные стороны баррикад, как жертва и палач. Я давно живу этим произведением. У меня свое к нему отношение, и со временем стал по-другому на него смотреть. Я увидел в этом историю не про сумасшедших, а если и про сумасшедших, то не про тех, которые за решеткой, а про тех, которые вокруг нас ходят.
Основной перевертыш этой истории в том, что мы снаружи более безнравственные, более сумасшедшие, чем эти люди за решеткой. В этом есть абсурд русской действительности, об этом сегодня очень важно напоминать».
Исполнитель главной роли Сергей Беляев: «Нельзя быть равнодушным. Столько происходит в нашем мире, что ты естественно закрываешься и превращаешься в равнодушность, поэтому очень важно найти баланс. Самое главное — то, что происходит в конце, тот момент, когда Рагин осознает, что на самом деле все это время он не знал и не понимал того, что чувствуют люди будучи за решеткой, будучи больными».
Сценография художника Евгении Шутиной образна и метафорична, как и весь спектакль. Рвы, колючая проволока, аскетичный быт - всё это вполне обыденные черты интерьера (если это корректное слово) таких заведений.
Но в глобальном контексте колючая проволока - те шипы, которыми люди отгораживаются от реальной действительности и от мира, от принятия и осознания того, что происходит с ними и с их окружением.
прятаться в «кокон» легче всего, но ведь от этого ничего не изменится - с молчаливого согласия одних вершатся судьбы других. Так было, так есть и, к сожалению, так будет.
Сколько событий в истории можно было бы избежать, если бы люди были более чуткими и милосердными? Вопрос риторический.
«Палата № 6» - не комната в одной конкретной больнице, это весь наш мир. Но если неравнодушных, внимательных и чутких людей станет больше, то размер зла будет стремительно уменьшаться. И чем раньше каждый из нас об этом задумается, тем больше перспектив откроется в анамнезе человечества.