основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


Пресса
7 Ноября 2023

Премьера спектакля «Лес» на Основной сцене Театра Маяковского: «Болото человеческих пороков и страстей или озеро надежды и веры в людей?»

28 и 29 октября на Основной сцене Театра Маяковского состоялась премьера спектакля «Лес» в постановке Егора Перегудова. Премьера спектакля, приуроченного к празднованию 200-летия со дня рождения А.Н.Островского и 100-летию постановки Вс.Э. Мейерхольда «Доходное место», состоялась в дни 101-ого Дня рождения Театра Маяковского. «Лес» - восьмой спектакль великого драматурга в текущем  репертуаре «Маяковки» и, без сомнения, одна из главных театральных премьер этой осени.


Премьера спектакля «Лес» на Основной сцене Театра Маяковского: «Болото человеческих пороков и страстей или озеро надежды и веры в людей?»

«Вода, вода… кругом вода»


Островский назвал свою пьесу не из-за помещичьих угодий, которыми не слишком рентабельно приторговывает главная героиня Гурмыжская: «Лес» - это метафора, символизирующая неискоренимую тайгу человеческих пороков и бурелом страстей, сомнений и соблазнов, а ещё аллегория, отражающая диссонанс роскошного внешнего облика и внутренних недостатков: мы выстраиваем вокруг себя леса и заборы и, словно деревья мхом, обрастаем цинизмом, равнодушием, чёрствостью, эгоизмом и лицемерием, забывая о вечных ценностях и пренебрегая незыблемыми нравственными нормами.


Поработав в других спектаклях со стихиями ветра, воды, огня, в пьесе Островского художественный руководитель Маяковки Егор Перегудов исследует новую стихию. Леса давно нет. Нет ни пеньков, ни опилок. Одна природная сила вытеснила другую, оставив человека в тревожной зыбкости и полном бессилии. Мир буквально поплыл из-под ног, и людям здесь больше не на что опереться. Разве что сотворить для себя иллюзию другого мира?


Режиссёр и автор сценической композиции Егор Перегудов в прекрасном творческом тандеме с народным художником России Владимиром Арефьевым, создавшем сценографию и костюмы, погрузили публику не в лес, а в водную стихию.


Всё сценическое пространство заполнено водой - эта стихия является не просто декорацией, а одной из главных героинь спектакля, в котором, как это часто бывает, невозможно разделить игру и жизнь.



Вода, как известно, может быть спасительной и губительной - без воды невозможно жить, но и утонуть в ней проще простого. Живительный родник хрустального источника нельзя сравнить с зыбким болотом, в котором каждый шаг может стать последним, стремительный горный перекат мгновенно может смениться глубоким омутом, в пучине которого так легко раствориться навсегда.


Герои Островского очень органично перенесёны в водную стихию - словно на плоту, по срубленным бревнам плывут Счастливцев и Несчастливцев, безмятежно релаксирует в гамаке над водой Гурмыжская, неистово страдает Пётр , пытается топиться Аксюша…


Вода на сцене словно бы продолжается огромным экраном и потрясающими световими инсталляциями. Во время действия умиротворённо течёт "река жизни" - на экране нетрудно заметить глубокий непредсказуемый плёс или опасный водоворот, в лабиринтах "русла судьбы" всё гораздо сложнее и неоднозначнее.




Егор Перегудов, режиссёр, художественный руководитель Театра Маяковского:

«Пьесы Островского часто ставят как театр в театре. В «Лесе» мне кажется важным другое: актёры привносят игру в реальную жизнь, и в этом шанс рассказать про театр искренне. Мы ищем способ выразить театр на сцене не через слова и декорации, а через то, как люди проживают сложные моменты своей жизни при помощи фантазии. Мы бедные, а ведём себя как будто богатые; нас гонят, а мы играем свою востребованность. И вдруг эта вторая игровая реальность преображает первую. Потому что театр — зеркало с оптическим эффектом, что-то увеличивает, искривляет, выпрямляет. Посмотрелся, запомнил, стал другим.

Лес — дремучая стихия: ты вытаптываешь тропинку, а она мгновенно зарастает, снова и снова. Должно быть что-то, что удерживает тебя на плаву, даёт энергию противостоять этой дремучей реальности, даже понимая её непобедимость. Для нас это театр».




Все поколения актёров

Уже по доброй традиции Егор Перегудов задействует в своих спектаклях разные поколения актёров: как мэтров театральной сцены, так и молодёжь, которая совсем недавно принята в труппу легендарного Театра.


На перекрёстке лесных дорог, посреди России, сходятся два провинциальных артиста, комик Счастливцев (Сергей Удовик) и трагик Несчастливцев (Вячеслав Ковалев). Дорога доводит их до «Пеньков» — усадьбы богатой помещицы Гурмыжской (Анна Ардова), где творится «тёмный лес».


Хотя жанр пьесы «Лес и, соответственно, спектакля определён как комедия, в ней много драматизма и трагифарса, в которых тонко завуалирована вся наша жизнь.


В позапрошлом веке влюблённость престарелых богатых дам или джентльменов в юношей и девушек считалась гораздо большим нонсенсом, чем сейчас, когда мезальянсы стали обыденностью. Театральные деятели, как и 150 лет назад, в 21 веке далеко не всегда находятся в фаворе благосостояния, а молодые барышни по-прежнему страдают от отсутствия (а порой - от избытка) приданого.


Раиса Гурмыжская в воплощении Анны Ардовой невероятно обаятельна, обольстительна и энергична. Она на выглядит опытной интриганкой, скорее - профессиональной кокеткой, которая хочет любить и быть любимой, и если она может позволить себе купить эту любовь, то никто ей не запретит и не помешает.




Среднестатистический альфонс-приспособленец Буланов (Ярослав Леонов), с «лёгкой» руки госпожи быстро трансформируется из наглого обходительного «нахлебника» во властного, сумасбродного «господина».


Вячеслав Ковалёв в образе трагика Несчастливцева очень эмоционален - за  широкими жестами, помпезным монологами героя читается его ранимость, порядочность, честность, тонкая душевная организация и ещё не до конца утраченная вера в людей и в добро.


Комик Счастливцев в воплощении заслуженного артиста России Сергея Удовика мудр, наблюдателен и проницателен: как правило те люди, которых считают странными и неприспособленными к жизни, оказываются гораздо мудрее и добрее тех, кто так легко осуждает других, играючи навешивая на людей «ярлыки».


Изворотливы и хитры лакей Гурмыжской Карп (заслуженный артист России Сергей Рубеко) и ключница Улита (заслуженная артистка России Дарья Повереннова). Никто из них не упустит свою выгоду!


Предприимчивый сосед Восьмибратов (Заслуженный артист России Виталий Ленский) - настоящий калейдоскоп эмоций, лукавства и тонкого точного расчёта. Этот купец знает толк в рентабельности и при любом развитии событий не потеряет свою прибыль.


Чего не скажешь о его недалёком и глуповатом сыне  Петре (Илья Никулин). Искренне влюблённый в Аксюшу парень не отличается ни находчивостью, ни сноровкой, ни смекалкой, но зато у этого героя доброе трепетное сердце.


Аксюша в воплощении Киры Насоновой - настоящая русская барышня: ей не приходится ждать милостей от природы, а значит, надо учиться совершать поступки и отвечать не только за себя, но и за наивного недалёкого возлюбленного…




Лейтмотивом спектакля Егора Перегудова можно смело назвать живительную, спасительную силу театра, в котором всё относительно и условно, но в то же время реально и достоверно!

История лицедеев Счастливцева и Несчастливцева очень показательна и невероятно актуальна: люди, чья профессия примерять на себя разные роли, сумели не потерять самих себя в водовороте жизни, сохранив идеалы благородства и чести, способность пожертвовать своими интересами во благо других.


Сломанные деревья, рассыпанные яблоки, хаотичное течение воды - символы утраченных иллюзий, потерянных надежд и невозвратности времени, которое невозможно повернуть вспять.


Вряд ли  «бурелом» человеческих пороков и страстей  возможно выкорчевать, а «болото» страстей превратить в «озеро надежды, веры и любви», но можно и нужно пытаться оставаться человеком, сохраняя верность вечным морально-нравственным ценностям, незыблемость которых всё чаще ставится под сомнение.




«Что незыблемо на свете?» - ответ на этот риторический вопрос, в отчаянии произнесённый Несчастливцевым, каждый из нас должен найти сам.


Ближайшие даты премьерного спектакля в Театре Маяковского - 17, 26 ноября, 8, 22 декабря.


Без сомнения, тот «потоп», который мы наблюдаем в спектакле Егора Перегудова «Лес», может стать спасительным «ковчегом», помогающим многое понять о каждом из нас.


Источник


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо