Александр Коручеков представил свою дебютную работу в Театре им. Маяковского по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина «На чемоданах». Комедия Левина из разряда «было бы смешно, если бы не было так грустно». Сюжет спектакля невозможно описать лучше самого автора: «Эта пьеса о нашем времени и нашей стране, в которой участвуют 6 семей, 5 влюбленных, 3 незамужние девицы, 9 покойников, 8 похорон, 4 вдовы, 3 американца, 11 чемоданов, младенец, гомосексуалист, проститутка, заика и горбун – все очень несчастные, но забавные».
Ханох Левин почти неизвестен у нас в России, в то время, как для израильской драматургии – это фигура знаковая. По количеству написанного его сравнивают с Островским, а по умению одним словом высказать узнаваемый характер – с Гоголем.
У себя на родине Левин прошел длинный путь от ненависти и негодования читателей до всеобщей любви и народного признания. Свою литературную карьеру он начал со студенческих газет в Тель-Авивском университете. Когда после очередной публикации четыреста рассерженных студентов заявили молодому писателю о том, что он оскорбил их чувства, Левин ответил им с благодарностью: «Спасибо вам, я как раз на это и рассчитывал». С того самого дня будущий драматург избрал свой путь, в котором отныне провокационные сочинения (или просто честные?) и гневные негодования читателей будут необходимым атрибутом его творчества.
Герои пьес Левина – люди приземленные, смысл своей жизни они видят в выгодном браке и деторождении. В таком обществе потребителей нет места духовности, и в этом заключается главная трагедия человеческого рода по Левину.
Писатель являлся еще и великолепным режиссером, на счету которого 22 спектакля. Лучше, чем сам Левин, Левина не может поставить никто.
Александр Коручеков, выбирая для постановки пьесу Левина, рисковал навлечь на себя негодование зрителей, потому что персонажи спектакля и их заботы показаны автором без прикрас и очень напоминают нашу современную действительность. Однако премьера прошла успешно, чему немало поспособствовал замечательный актерский состав одного из старейших театров Москвы.
Евгения Симонова, Виктор Власов, Александр Шаврин, Майя Полянская, Игорь Марычев, Татьяна Орлова, Елена Мольченко, Наталья Палагушкина, Алексей Дякин, Юрий Коренев и другие сумели очень точно передать не только суть драматургии автора, но и иронию, а также… любовь писателя к своим персонажам.
Не могу не отметить удивительную атмосферу театра, на сцене которого в свое время играла «Божественная Сара» Бернар. Особый дух, своя неповторимая история, плеяда выращенных великолепных артистов не одного поколения - привилегия старого театра.
В пьесе «На чемоданах» перед зрителями предстает жизнь целого квартала. Общее для всех персонажей – это одиночество и пустота.
Мотке Цхори находиться под каблуком у своей жены, и боится ее как огня. «Я всем обязан своей жене», - шепчет он словно молитву, даже родного брата он готов выгнать из дома по первому требованию супруги. Престарелая Беба постоянно сбегает из «санатория», в который ее настойчиво отправляет сын, объясняя ей причину своих действий так: «мама, ты мусор». Роль Бебы исполняет Майя Полянская. Эта роль, в которой нет ни одного слова, но какие выразительные полные грусти и боли глаза актрисы, заглянув в которые и говорить ничего не нужно. Эльханан мечтает уехать в Швейцарию на поиски своей любви, однако, зов плоти так силен, что все отложенные на поездку деньги оказываются у проститутки. Казалось бы, так просто изобразить публичную женщину, был бы подходящий костюм, однако, показать образ так, как это сделала Татьяна Орлова довольно сложно. Созданный образ легко узнаваем, но вместе с тем в нем нет пошлости, она забавна и вызывает искреннюю улыбку.
У Бруно Хофштаттера и его жены Циллы одна надежда – дорогой сын Амация, все мысли которого устремлены в сторону Америки. Геня Гелернтер в исполнении Евгении Симоновой живет тихо и неприметно, постоянно жалуется на болезни, хочет женить сына. Порой она видит покойного мужа, который зовет ее поесть мороженого. Геня появляется на протяжении всего спектакля и является тем необходимым звеном в цепи, без которого не получилось бы общего целого. Евгения Симонова сумела преподнести свою героиню так, что убери Геню Гелернтер, и в спектакле не хватало бы чего-то.
Персонажи комедии зациклены на себе и своих несчастьях, они погрязли в рутине, закостенели духовно, не видят ничего дальше своего носа. Только похороны, которые случаются регулярно, как по расписанию, заставляют соседей собираться вместе. Однако им нечего сказать друг о друге, кроме «сегодня мы прощаемся с…».
На первый взгляд может показаться, что единственным спасением для страдающих от своего невыносимого одиночества жителей является смерть, но главная героиня вовсе не она, а жизнь. Мысли о неминуемом конце заставляют героев задуматься о смысле жизни. Тогда у некоторых героев возникает мысль о том, что нужно собрать чемоданы и уехать, что там, где нас нет, будет лучше, однако, от себя убежать нельзя.
Персонажей пьесы сложно назвать «героями», потому что они ни к чему не стремятся и их характеры не развиваются. В каждом персонаже заложена определенная поведенческая установка, на которой Левин, подобно умелому скульптору, заостряет внимание, доводя образ до полного гротеска.
При просмотре спектакля слезы появляются в глазах намного чаще, чем улыбка на устах. Очень скоро понимаешь, что искусно созданные драматургом образы живут не где-то там, в фантазиях автора, а обитают среди нас, и вот от этого становится очень грустно.
Персонажи Левина универсальны, они уже давно преодолели все географические границы. Зрители со всего мира узнают себя в его пьесах, вне зависимости от национальной принадлежности.
Анастасия Чумак, портал feminomics.ru, 10 апреля 2012