14 Июня 2024
"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.
Если бы мне велели подобрать синоним к этому спектаклю, наверное, я бы выбрал слово "Крещендо". Медленное, но уверенное крещендо.
Все начинается просто и даже банально.
Талантливая израильская скрипачка снимает жилье в Амстердаме. И вдруг получает квитанцию от муниципалитета с требованием оплатить невероятно большой долг за газ.
Я уже настраиваюсь на то, чтобы смотреть легкую историю современной богемы с небольшим налетом детектива.
Но как бы не так, с каждой сценой история усложняется, углубляется, обостряется – и превращается в сложную драму о предательстве, чести, достоинстве. Усложнение идет постепенно, мы и не понимаем, в какой момент простая история превратилась в мистическую драму.
Самое парадоксальное, что также видоизменяется и спектакль.
Первые минут 15-20 – он чем-то напоминает любительскую постановку. Простые декорации, минимум движений, достаточно статичные мизансцены, простой свет. Типичная студенческая самодеятельность. Качественная, но самодеятельность. Есть одна режиссерская идея – и только она и эксплуатируется во всех видах.
Идея проста. На сцене пятеро актеров – одна как бы исполнительница главной роли – одета в эротичный почти кукольный костюмчик, четверо других – как бы противоречивые голоса в голове у героини. Четыре актера разной внешности и темперамента, но все они – одна команда. Противоречивая, но цельная.
Если героиня что-то и произносит, то это звучит механически, ее фразы разъясняют остальные персонажи, притом каждый по-своему.
Будто героиня – марионетка в руках голосов в своей собственной голове.
Интересно? Да. Но одной идеи на целый спектакль мало. Я уже стал немного расстраиваться. Так хорошо начали. Неужели полтора часа будут эксплуатировать одно и то же?
Нет!
Так продолжается недолго.
По мере усложнения истории начинает усложняться и действие на сцене.
Любительская простота плавно уходит, появляются красивые мизансцены, актеры начинают играть множество различных образов – каждая сцена насыщается глубокими метафорами. Простые и немного скучные декорации – трансформируются, они становятся яркими, разнообразными, необычными.
Мы одновременно оказываемся и в клубной амстердамской культуре, и во временах Второй мировой войны.
Нам показываются страшные и шокирующие сцены – но они показаны без чернухи, изящно, по-женски, и такая визуальная и звуковая легкость значительно усиливает их эффект.
Актеры перестают быть голосами – они уже люди, живущие в разных временах. И это тоже дополнительный символ.
Да, в современном мире многие жалуются на голоса в голове. В обычной жизни – они руководят нами, но когда перед нами встает серьезная проблема, голоса исчезают, человек становится самим собой. И вот уже главная героиня начинает двигать действие, оно становится очень динамичным и разнообразным. Мы постоянно прыгаем из одного времени в другое, персонажи нарастают как снежный ком, история прокачивается, сложность ее возрастает.
Не всегда удается уследить за этим водоворотом движения, но только на уровне разума. Подсознание фиксирует все.
Финал – шокирующий, как и с сюжетной точки зрения, так и со зрелищной.
С одной стороны, он прост – и понятен. Нам дали ответы на все заданные вопросы – и при этом дали много дополнительной информации для размышления.
При этом – такое простое и "любительское" начало – режиссерский замысел, создатели спектакля ведут нас от простого к сложному – и задача успешно выполняется.
Автор пьесы считается авангардным драматургом. От этого жанра глупо требовать реализма, но, тем не менее, и история и спектакль весьма реалистичны. И, главное – честны.
Сразу хочу предупредить, автор пьесы – израильтянка. И пьеса, и спектакль произраильские, в декорациях используется много звезд Давида. В спектакле пусть косвенно, но поднимаются не самые однозначные нынче темы в нашем обществе.
Несмотря на то, что я присутствовал на предпремьерном показе, и в зале находилась профессиональная театральная публика – аплодисменты были бурными. Спектакль пришелся профессионалам по вкусу. Одна из зрительниц подарила каждому из актеров по плюшевому гусю. На вопрос – а почему гуси, ответила просто: "Плющевых Скворцов не было". Грустно, что плющевых скворцов не было.
На данный момент – это лучшая постановка театра Маяковского за сезон. Жаль только, что сезон скоро закончится, и на ближайшие спектакли билеты проданы. Так что ждите следующего – и непременно идите.
Никита Балашов, "Ревизор.ру"
Источник