основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


Пресса
14 Июня 2024

"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.

Фото Ольги Стрелец предоставлены пресс-службой театра.

Если бы мне велели подобрать синоним к этому спектаклю, наверное, я бы выбрал слово "Крещендо". Медленное, но уверенное крещендо.

Все начинается просто и даже банально.

Талантливая израильская скрипачка снимает жилье в Амстердаме. И вдруг получает квитанцию от муниципалитета с  требованием оплатить невероятно большой долг за газ.

Я уже настраиваюсь на то, чтобы смотреть легкую историю современной богемы с небольшим налетом детектива.

Но как бы не так, с каждой сценой история усложняется, углубляется, обостряется – и превращается в  сложную драму о предательстве, чести, достоинстве. Усложнение идет постепенно, мы и не понимаем, в какой момент простая история превратилась в мистическую драму.

Самое парадоксальное, что также видоизменяется и спектакль.

Первые минут 15-20 – он чем-то напоминает любительскую постановку. Простые декорации, минимум движений, достаточно статичные мизансцены, простой свет. Типичная студенческая самодеятельность. Качественная, но самодеятельность. Есть одна режиссерская идея – и только она и эксплуатируется во всех видах.



Идея проста. На сцене пятеро актеров – одна как бы исполнительница главной роли – одета в эротичный почти кукольный костюмчик, четверо других – как бы противоречивые голоса в голове у героини. Четыре актера разной внешности и темперамента, но все они – одна команда. Противоречивая, но цельная.
Если героиня что-то и произносит, то это звучит механически, ее фразы разъясняют остальные персонажи, притом каждый по-своему.

Будто героиня – марионетка в руках голосов в своей собственной голове.

Интересно? Да. Но одной идеи на целый спектакль мало. Я уже стал немного расстраиваться. Так хорошо начали. Неужели полтора часа будут эксплуатировать одно и то же?

Нет!

Так продолжается недолго.

По мере усложнения истории начинает усложняться и действие на сцене.

Любительская простота плавно уходит, появляются красивые мизансцены, актеры начинают играть множество различных образов – каждая сцена насыщается глубокими метафорами. Простые и немного скучные декорации – трансформируются, они становятся яркими, разнообразными, необычными.

Мы одновременно оказываемся и в клубной амстердамской культуре, и во временах Второй мировой войны.
Нам показываются страшные и шокирующие сцены – но они показаны без чернухи, изящно, по-женски, и такая визуальная и звуковая легкость значительно усиливает их эффект.

Актеры перестают быть голосами – они уже  люди, живущие в разных временах. И это тоже дополнительный символ.

Да, в современном мире многие жалуются на голоса в голове. В обычной жизни – они руководят нами, но когда перед нами встает серьезная проблема, голоса исчезают, человек становится самим собой. И вот уже главная героиня начинает двигать действие, оно становится очень динамичным и разнообразным. Мы постоянно прыгаем из одного времени в другое, персонажи нарастают как снежный ком, история прокачивается, сложность ее возрастает.  

Не всегда удается уследить за этим водоворотом движения, но только на уровне разума. Подсознание фиксирует все.




Финал – шокирующий, как и с сюжетной точки зрения, так и со зрелищной.
С одной стороны, он прост – и понятен. Нам дали ответы на все заданные вопросы – и при этом дали много дополнительной информации для размышления.

При этом – такое простое и "любительское" начало – режиссерский замысел, создатели спектакля ведут нас от простого к сложному – и задача успешно выполняется.
 
Автор пьесы считается авангардным драматургом. От этого жанра глупо требовать реализма, но, тем не менее, и история и спектакль весьма реалистичны. И, главное – честны.
 
Сразу хочу предупредить, автор пьесы – израильтянка. И пьеса, и спектакль произраильские,  в декорациях используется много звезд Давида. В спектакле пусть косвенно, но поднимаются не самые однозначные нынче темы в нашем обществе.
 
Несмотря на то, что я присутствовал на предпремьерном показе, и в зале находилась профессиональная театральная публика – аплодисменты были бурными. Спектакль пришелся профессионалам по вкусу. Одна из зрительниц подарила каждому из актеров по плюшевому гусю. На вопрос – а почему гуси, ответила просто: "Плющевых Скворцов не было". Грустно, что плющевых скворцов не было.
 
На данный момент – это лучшая постановка театра Маяковского за сезон.  Жаль только, что сезон скоро закончится, и на ближайшие спектакли билеты проданы. Так что ждите следующего – и непременно идите.


Никита Балашов, "Ревизор.ру"
Источник

×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо