События в пьесе охватывают Москву начала 70-х годов 19 века. Время реформ и перемен. Аристократы, привыкшие к роскошной жизни, вынуждены искать новые источники средств. Они еще ездят в экипажах, держат слуг, пьют шампанское, но все в долг. Выбраться из ямы можно одним способом – получить состояние, благодаря, например, выгодному замужеству или женитьбы. В то же время промышленники, владельцы золотых приисков, дельцы становятся все влиятельнее. Деньги для них – не только роскошь, а трамплин в высшее общество, пусть к власти.
Об актуальности пьесы в наши дни говорить не приходится. Анатолий Шульев показал сильное режиссерское высказывание о нашей современной жизни, не совершая при этом ни малейшего насилия над пьесой.
Великолепна сценография, где удачно совпали современный дизайн с русскими традициями. Актеры на сцене одеты не в сюртуки, а в обычные костюмы.
Нельзя не отметить тщательный кастинг исполнителей на роли. Все симпатии зрителей отданы Савве Геннадьевичу Василькову (Алексей Дякин). Очень удачное попадание в образ. Вначале наивный простодушный провинциал, робко влюбленный в московскую красавицу, он на глазах зрителей преображается в делового успешного предпринимателя и строгого супруга. А, возможно, и государственного мужа, не зря же персонаж Алексея Дякина носит с собой портфель и периодически роняет фразу: «Ни рубля из бюджета!» Подобного юмора в спектакле довольно много. И зрители это ценят, смех в зале раздается часто.
Очень впечатляет сцена, когда выясняется, что Лидочка растратила слишком много денег «на булавки». Итог разборки: переезд из барских апартаментов в домик в «три оконца». Актеры играют эту сцену в итальянском стиле: быстро, суматошно и очень смешно.
Прекрасно подобрано мужское общество антиподов Василькова – Телятев, Глумов и Кучумов. Телятев (Виталий Гребенников) – умен, обаятелен. Артистичен. Но картинные позы и длинный декадентский шарф на шее скрывают его тонкую и добрую душу под маской жуира и выпивохи, вынужденного перейти на роль приживалы. Такой побираться будет, но на подлость не пойдет. А вот сильно разочарованный в жизни Глумов (Константин Константинов) как раз может. Вот он разглагольствует, что женится на богатой старухе, год потерпит ее, а потом заживет как человек. Монолог его тонет в зрительском смехе; таких ловцов за богатством теперь немало. Высокий, очень пластичный актер рисует своего героя готовым и к подобострастию и к внезапному нападению.
Кучумов (заслуженный артист РФ Александр Андриенко) – вальяжный аристократ, бонвиан, из последних сил старается сохранить лицо. Средств давно нет, напрасно он комично ищет деньги в своих карманах. Актер блестяще пародирует известную формулу – «имидж - все», чем вызывает живую реакцию зала.
Две женские роли режиссер отдал представительницам известной актерской семьи – Светлане Немоляевой и Полине Лазаревой. Прима театра, народная артистка РСФСР Светлана Немоляева замечательно сыграла роль маменьки Чебоксаровой. Надежда Антонова в исполнении Светланы Немоляевой несомненно бывшая светская красавица, чья практичность и женская мудрость вполне совмещаются с нравственной неразборчивостью. Вот она по-матерински подталкивает нерешительного Василькова к объяснению с Лидией, а дочь сурово отчитывает за надменность. Узнав, что золотых приисков у зятя нет, берется найти ему место повыгоднее. Да еще похваляется мужем: «Ради семьи не делал никаких различий между своими и казенными деньгами». Неужели так глупо и неосторожно? Нет, она естественна. В ней уживается и цинизм, и доброта, и любовь к ближнему.
Красавицу Лидию играет молодая талантливая Полина Лазарева, сумевшая в этой роли соединить яркую комедийность с глубоким драматизмом. В образе Лидии Островский вывел на сцену новый тип продажной женщины. Законченная эгоистка, она любит только себя и свою красоту. Лидия выходит замуж за Василькова, чтобы спасти себя: «Страшнее бедности ничего нет! Я молода, я жить хочу!». И ради этого она идет на уничения, принимая предложение мужа уехать к его маменьке в деревню «Солить огурцы, варить варенье». Но это сделка. Мечта о роскошной жизни, никуда не денется. Вальков одержим Лидией, она - деньгами. Что из этого выйдет, неизвестно. В этом спектакле нет каких-либо нравоучений. А вот «урок дочкам» поданный так остроумно зрителями оценен высоко.
Премьера «Бешеные деньги» прошла с успехом.
Нелли Проторская, «Диалог культур»
фото Сергей Петров