основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


Пресса
14 Октября 2020

Неведение бесценно: "Дикарка" А.Островского и Н.Соловьева в Театре им. Маяковского, реж. Юрий Иоффе

У меня совершенно особое отношение к режиссеру Юрию Иоффе и его постановкам в театре им. Маяковского - понятно, что не все они удачны в равной степени, однако я уверен, что при иных обстоятельствах его имя звучало бы намного громче, чем теперь, и лишь в силу того, что среди ровесников он несколько потерялся, а теперь, когда уже на пятки сорокалетним режиссерам наступают тридцатилетние и двадцатипятилетние их теснят, профессионалу зрелого возраста выбиться в "модные" не светит, да Юрий Иоффе, кажется, и не стремится. Но лично я к его работам отношусь всерьез и нередко много в них для себя нахожу - даже там, где, казалось бы, материал вовсе не предполагает.

"Дикарка" - одна из пьес Островского, написанных в соавторстве с Соловьевым, а точнее, переписанная, что местами заметно по нестройности композиции и прочим формальным огрехам. Среди недавних постановок Юрия Иоффе, кстати - еще один подобный "гибрид", пьеса "Блажь", где соавтором Островского был Невежин, и честно говоря, "Блажь" я бы очевидной удачей не назвал:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3677794.html

Потому и к "Дикарке" заранее относился не без предубеждения, которые поначалу будто бы даже оправдываются: на сцене - веранда усадебного дома с кариатидами (ох уж эти кариатиды!), словно из подбора колченогий, на стопки книжек вместо ножек опирающийся муляж рояля под дырявым чехлом, какие-то "пыльные" (выражаясь сленгом больших любителей искусства) диваны и проч.; в подобной обстановке являются сперва напомаженный лакей и какой-то ряженый казак в папахе, затем в старомодных (тоже "пыльных", ага) платьях актрисы... Достоинства работы сценографа Анастасии Глебовой и художника по костюмам Ольги Рябушинской, однако, можно оценить лишь в приложении их к режиссуре Юрия Иоффе - общее решение спектакля на редкость органично, когда за видимой - почти провокационной в сегодняшних театральных стандартах! - "архаикой" обнаруживаются смысловые подтексты, которым и сами драматурги, пожалуй, удивились бы! Я же, признаюсь, еще сильней удивился - несколькими днями ранее пересмотрев в очередной раз "Лес" Кирилла Серебренникова в МХТ (безусловно, выдающийся) -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4275644.html

- насколько тоньше в как бы "исторических" костюмах и декорациях работают многие актеры у Иоффе, чем некоторые у Серебренникова в как бы "современных"!

По сюжету пьесы женатый, но ведущий "холостой" образ жизни, преимущественно за границей, помещик Ашметьев ненадолго посещает свое родовое имение, но не столько ради супруги, ни даже ради престарелой матери, а больше ради новой порции денег, которые планирует выручить, распродавая остатки леса (как же тут опять не вспомнить "Лес"!) окрестным нуворишам либо молодым да ранним "деловым" людям, попутно ненадолго и неглубоко увлекаясь местной малообразованной, но живенькой девочкой Варей, притягивающей его, утонченного аристократа, своим "варварством", из чего, разумеется, не может выйти добра ни для Вари, ни для Ашметьева, ни для кого... Ашметьев - прекраснодушный и трусливый лицемер, человек из эпохи, уходящей в прошлое (для пореформенной драматургии Островского это период, предшествующей отмене крепостного права), эстет и болтун "тургеневского" типа "на rendez-vous", не способный на решительный, рискованный поступок, но готовый ограничиться "кроткими художественными наслаждениями"; таким его и играет Евгений Парамонов - несколько предсказуемо и узнаваемо, зато приближая к его же персонажу из "Чудаков" Горького, и уже тем задавая новый угол зрения на старую и не вполне совершенную пьесу.

Как в Ашметьеве из пореформенного помещика Островского проглядывает немножко персонаж Горького, а немножко и Чехова (что-то среднее между Серебряковым и Гаевым... от Гаева, пожалуй, больше! а заодно и от Тригорина, «развивавшего» молодых девушек!!), так и в целом конфликт "Дикарки" смещается хронологически и идеологически в сторону "Дяди Вани" и "Вишневого сада", а также "Чудаков", "Дачников", "Варваров" (ну только что не "Врагов"...) и прочих "Детей солнца". Так и мать Ашьметьева, помещица Анна Степановна в исполнении Людмилы Иваниловой начинает походить на "старую галку маман" Войницкую. А заброшенная мужем-непоседой жена Марья Петровна оборачивается эмансипированной дамочкой нового типа, готовой после неудачной попытки удержать ветреного супруга с помощью Вари (Варя сначала возбудила в Александре Львовиче чувства сильнее, чем Марья Петровна рассчитывала, но и те быстро сошли на нет...) открыть собственную ферму и «дело делать». Даже лакей Гаврило, напомаженный, с завитком челки персонаж Андрея Гусева - и видом, и нарядом, и манерами уже готовый Яша из "Вишневого сада"!

Конечно, текст и характерология пьесы в полной мере такую смысловую "перегрузку" выдержать не в состоянии, отдельные второстепенные персонажи, при всей их колоритности, опрокидывают ее назад: отец Вари, Кирилл Максимыч (Дмитрий Прокофьев), Варина "нянька", считай приемная мать Мавра Денисовна (Елена Мольченко), помещик-сосед Михаил Тарасыч (Виктор Запорожский с пышными накладными усами), упомянутый старик-слуга Сысой в казацком наряде (Юрий Соколов) и даже отталкивающий, почти зловещий чиновник, но все равно какой-то "позавчерашний" делец и проныра Вершинский, незадачливый жених Вари (Игорь Евтушенко). С другой стороны, поверить трудно, что реплики "а курсы-то, благодетель мой, а курсы-то, помилуйте!", "что ваш рубль подешевел, так уж мы там, в Париже, не виноваты"  - не режиссерская отсебятина и не актерская импровизация по горячим новостям в день премьеры, но дословное воспроизведение авторского текста!

Но свежий взгляд на пьесу определяют не отдельные фразы, и отдельные персонажи не заслоняют актуальность режиссерского подхода, поскольку он не сводится к социально-историческому контексту. Актуальна "Дикарка" Иоффе за счет, в первую очередь героини Анастасии Дьячук - короткая стрижка молодой актрисе придает вид совсем девчонки, а такие современные, сегодняшние интонации, которые Дьячук сумела придать роли Вари, были невозможно не то что полтора века назад (я давно живу, но не настолько, и наверняка не скажу...), а и пятнадцать лет тому... (опять же возвращаясь к "Лесу" Серебренникова в МХТ): ее героиня будто с улицы забежала, ворвалась на сцену - а внешние обстоятельства, при всей их изменчивости (декорация с торчащим из поленниц водопроводным кранчиком, допустим, могла выглядеть и иначе...), так ли уж сильно различаются от века к веку? Но именно потому столь драматичен не по годам осмысленный, зрелый - "расчетливый" выбор героини (выбора-то по сути нет...) между никчемным, комично стареющим демагогом и напористым, молодым, свободным от сентиментальности дельцом (скупающий на сруб леса Мальков в исполнении Макара Запорожского, если проводить далее "чеховские" параллели с Островским-Соловьевым - понятно, Лопахин...) в пользу второго как по крайней мере хоть на что-то да годного спутника... но долго ли обмануться с "расчетами", и глядишь, спустя время трепотня о "ландшафтах" будет вызывать уже не раздражение и не иронию, а ностальгическую печаль.

Ловлю себя на том, что "Дикарка", и в целом тип театра, которым занимается Юрий Иоффе, совсем не близок мне - а конкретные его проявления убеждают едва ли не сильнее, чем обычные, вполне сносные образцы того театра, который я в целом предпочитаю. Настолько убеждают, что хочется теперь оценить другие актерские составы "Дикарки": в очередь с Людмилой Иваниловой заявлена Надежда Бутырцева, на роль Марьи Петровны - Зоя Кайдановская (я видел Наталью Коренную), Кирилл Максимыча также играет Сергей Рубеко (наверное, совсем иначе, нежели Дмитрий Прокофьев), Малькова - Всеволод Макаров, а Боева - Виктор Довженко (забавно, что Виктор Запорожский в роли Боева подчеркивает, обыгрывает внешнее сходство с Мальковым-Макаром Запорожским - для другого состава эта "фишка" вряд ли прокатит). На "Чудаков" я уже не раз ходил - надеюсь, будем возможность снова прийти и на "Дикарку".

Ссылка на источник: https://users.livejournal.com/-arlekin-/4279503.html

×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо