7 Мая 2021
Нам урок преподнесли
Миндаугас Карбаускис поставил на сцене родного театра имени Маяковского комедию Мольера «Школа жен». Урок получился поучительный не столько для жен, сколько для тех, кто любит и желает, тех, кто сам обманываться рад и тех, кто тщетно ищет формулу любви и власти. Не зря же театр выбрал текст Дмитрия Быкова вместо классического перевода.
В главных ролях — Анатолий Лобоцкий (Арнольф), Наталья Палагушкина (Агнеса), Станислав Кардашев (Орас).
Сюжет вы, конечно, помните. Задумал старый пень, простите, господин де ла Суш (собственно, ля суш и переводится как пень) или благородный Арнольф жениться. В молодости как-то не до того было. А тут решился. Но так как все женщины априори ему не ровня, и даже «мудрецу случается к венцу вести овцу», воспитать себе жену Арнольф взялся самостоятельно. Видимо, руководствуясь старой доброй истиной — хочешь получить достойный результат — сделай сам. Выбор пал на юную «сиротку» Агнесу, которую он девочкой взял воспитанницей в свой дом. Но что-то пошло не так, «ни титул, ни года не дали перевеса» и девушка влюбилась в юного Ораса, а Арнольф оказался «знатно околпачен». Финал логичен: старый деспот посрамлен, молодые люди счастливы вместе.
Но спектакль Карбаускиса не так однозначен, что понятно уже по тому, что на главную роль выбран Анатолий Лобоцкий, чью харизму в сочетании с обволакивающим сознание голосом перебить просто молодостью невозможно. По большому счету его герой воюет с самим с собой, а главная его вина, она же беда, заключается в том, что любовь слепа и нас лишает глаз. Присмотрись он к своей драгоценной Агнесе повнимательнее, с радостью бы сам отдал ее Орасу. Но сначала он решил, что лучше уж «с такой, чем с умную женой». А потом банально попался в любовные сети, которые сам же в принципе и сплел. И чем больше он тратил усилий на Агнесу, тем сильнее влипал. Его постигла участь графа Калиостро, пытавшегося разгадать «формулу любви». Самое нелепое, что у Арнольфа, которого играет Лобоцкий, готова дать голову на отсечение, была в жизни та самая женщина, способная оценить его по достоинству. Уж этого у него не отнять. Даже пускаясь в длинные, порой нелепые рассуждения, скатываясь в стариковское брюзжание, он не теряет мужского обаяния. Но та женщина, очевидно, была, по мнению Арнольфа, слишком умной, а стало быть, не всегда удобной и комфортной. Вот и решил взять «наивную» девочку. И теперь его горе — это горе Чацкого. Перед кем он распинается? Перед двумя малолетними, что ни себя, ни жизни толком не знают. У Агнесы голова кружится от пустых слов, обещаний и буйства гормонов. Вот и выбрала милая девочка, едва наученная Арнольфом уму-разуму (чтоб только, не дай Бог, не стала больно умной), того, кто симпатичнее и ласковее. Она как ребенок, который по незнанию любит того, кто кормит конфетами и печеньками, а не того, кто предлагает соблюдать режим и загодя думать о здоровье зубов и фигуре. Ей еще предстоит опомниться.
Молодость она, как известно, достоинство, которое быстро проходит. А если что-то еще за Орасом ни мы, ни она толком не знаем. Пока одни слова. Пустое бахвальство и все. Станислав Кардашев — парень обаятельный, но пока ему не под силу переиграть Лобоцкого. Хотя уже понятно, что многое у артиста впереди. Особенно, если он продолжит соперничать с теми, кто сильнее, а не станет, как его герой, прятаться в шкафу и отсиживаться за спинами взрослых. Собственно все счастье Ораса обеспечено юностью и папиными деньгами. Очень хороша сцена, где Арнольф, узнав, что Орас тайно присутствовал во время их с Агнесой разговора, то и дело переспрашивает его: «А ты сидел в шкафу?». Фактически он на разные лады обвиняет соперника в трусости. Ну действительно, коли ты так любишь девушку, выйди хотя бы из шкафа.
Но странно, все понимая про Ораса, Арнольф в упор отказывается видеть очевидное: Агнеса достойная пара этому парню. И вот тут, пожалуй, кроется главный урок. Не бойтесь умных: ни женщин, ни соперников. А то будете иметь дело с дураками, с которыми связываться себе дороже. Во-первых, они непредсказуемы, что там взбредёт в дурную голову, а во-вторых – им везет, это своеобразная компенсация от судьбы за отсутствие ума. С умными хотя бы есть смысл спорить, здесь же остается только смириться, что герой Лобоцкого и делает.
Но что-то мне подсказывает, что сдался он лишь до поры до времени. Хватит у него энергии еще на какие-то свершения, не зря же единственное яркое пятно в монохромном серо-графитовом спектакле — красные каблуки туфель господина Арнольфа. Есть еще энергия, он еще повоюет. И может быть, на сей раз выберет достойных соперников.
Не обошлось в спектакле без сатиры и политики. Но ведь театр и не скрывает, кто автор перевода. Справедливости ради стоит отметить, что это в традиции жанра: Мольер позволял себе резкие шутки, и Булгаков, не раз интерпретировавший именитого француза, тоже. Думать же своей головой вам никто не запрещает.
В любом случае спектакль удался — как и хотел Мольер, партер заходится смехом.
Оригинал статьи