Театр имени Маяковского открывает юбилейный год премьерой по Островскому. Спектакль "На всякого мудреца довольно простоты" поставил молодой режиссер Анатолий Шульев.
У Анатолия Шульева шестая постановка на сцене Маяковки, вторая по Островскому и главная, потому что к 100-летнему юбилею театра. Отсюда отчасти и сценографический ход в этой премьере "На всякого мудреца".
"У Островского, помимо того, что он мир описывает, который его окружает, он всё равно большую часть времени проводил в театре, он видел артистов, молодых, пожилых, более опытных, менее опытных, начинающих, уже заканчивающих, и видел, как они себя ведут", – пояснил режиссер Анатолий Шульев.
Эта параллель видна и в пьесе, где молодой человек Егор Глумов приходит в общество, будто в театр, и сталкивается с разными характерами и масками, да и сам вынужден их менять, чтобы укорениться и пробиться. Эту же параллель режиссер увидел и в том, как складывался актерский состав для этого спектакля. В окружении старейших артистов Маяковки работал дебютант Семён Алёшин. Шесть раз он поступал в театральный, пока в него не поверил Миндаугас Карбаускис. И вот он принят в труппу и сразу – главная роль.
"Когда я пришел и вот, как Глумов, подстраивается под разных людей, точно так же происходило и в театре, когда все артисты, которые уже долго здесь играют, которые уже много чего понимают, а я вообще ничего не понимаю. И тем более большая сцена. Там же совсем по-другому, там если в репетиционном зале я делал три шага, чтобы пройти, то здесь их, я считал, 6-8 шагов. И ты такой: так, а как ходить?" – рассказал актёр Семён Алёшин.
Профессиональный танцовщик, Семён еще и наделил своего персонажа уморительной пластикой и хореографическими трюками. Вообще, все персонажи здесь здороваются, выпивают, целуются и говорят отточенно, смешно и эмоционально – так, чтоб их роль в этой комедии была сразу понятна зрителю.
"Я смотрю на нашего молодого героя Семёна, и кто-то говорит: ой, как он крутится, как он вертится, как ему, наверное, тяжело, такая роль, столько отдачи! Не меньше отдачи во всех тех ролях, которые здесь сыграны всеми, потому что Островский очень жизненный, он такой яркий, такой въедливый", – отметила заслуженная артистка России Татьяна Аугшкап.
Островского в театре много не бывает, говорят создатели этого спектакля. О его эпохе на сцене напоминает лишь старинная резная мебель. В костюмах, речи и манерах – его маменек, Клеопатр Львовн и Нилов Федосеевичей – в основном стилизация. Она подчеркивает, что история Глумова – славного малого, которому трудно и хлопотно выбиваться в люди, – вне времени.