Память верно хранят вещи. Мы видим массивный диван, круглый стол с чайником и чашками, пишущую машинку и прочие атрибуты нехитрого быта. Но более всего запечатлено время на огромных фотопортретах. На них женщины и мужчины, в глазах потомков навсегда оставшиеся молодыми. Нарядные дети, которым так нелегко придется, когда повзрослеют. Артисты принесли фото из своих семейных архивов. И внесли в действие личную ноту.
Оно замкнуто в пространстве и продуваемо со всех сторон. На дворе – вторая половина пятидесятых. Сложная и противоречивая, как, впрочем, и вся наша история. Была некогда большая и дружная семья. Три поколения до сих пор живут под одной крышей, однако это скорее не жизнь, это многотрудное сосуществование. Главная героиня Лика в исполнении народной артистки России Евгении Симоновой привносит в него крупицу милосердия. Для кого-то иллюзию, а для нее надежду, что все можно поправить, всех примирить, склеить разбитое.
Вернуть загулявшего сына законной жене и детям, помочь родившей вне брака внучке и, наконец, расстаться с сестрой и племянницей, которые планомерно отравляют жизнь всем остальным. Нета (заслуженная артистка РФ Татьяна Орлова) и ее дочь Люба (Юлия Силаева) – блистательная пара. Это профессиональные скандалистки и вдохновенные доносчицы. Когда сочиняют очередную бумагу, адресованную главному лицу в государстве Хрущеву, буквально загораются и множат кляузы. На домочадцев в первую очередь, но достается и другим. Таксистам, врачам «скорой», даже плачущему соседскому младенцу за стеной.
В образе сына Лики предстает Михаил Евланов. Очень востребованный в кино, он снялся более чем в 70 фильмах. И особенно запомнился в военных драмах – «Свои», «9 рота», «Ялта-45» и др. «Я не играл в театре 14 лет, – сказал он журналистам. – Очень рад своему участию в спектакле. Хотя на сцену так и не попал».
Формально совершенно прав. Ведь в «Московском хоре» местом действия стал исторический зрительный зал театра, а сами зрители с комфортом располагаются на Основной сцене. Этот необычный ход предложила режиссеру художник-постановщик Моника Пормале.
– Сначала было непривычно – призналась Евгения Симонова. – Но я люблю все новое. Для меня это был экспромт, в котором есть свой смысл.
Заметный вклад в воплощение творческого замысла внесла художник по костюмам Виктория Севрюкова. Пятидесятые – благодарная эпоха для тех, кто создает их визуальный образ. Еще не так давно закончилась война, и как реакция на годы, вычеркнутые из мирной жизни, возникла мода на суперженственность. Эти юбки-клеш, осиные талии, бусы в три ряда, кокетливые шляпки, локоны и косы. И совсем простенькие ситцевые платьица. Ведь речь все же не о богатых москвичках. Старшее поколение помнит, с каким трудом доставалась каждая мелочь.
«Московский хор» – это не только драма непонимания, коррозия, разъедающая отношения. Это и встречное движение. Молодые герои живут в преддверии всемирного фестиваля молодежи и студентов. В них поселяется ощущение неких перемен, возможности на других поглядеть и себя показать. Включенности в общее пространство, не ограниченное «железным занавесом». И потому спектакль в глубинной своей основе оптимистичен. И, как следует даже из названия, очень музыкален (музыкальный руководитель, партия фортепиано Елена Амирбекян). В нем поют сами артисты, тот же Михаил Евланов, отличный вокалист. И звучат бессмертные произведения Баха, Моцарта, Шуберта, Перголези, Дунаевского.
Лариса Ровнянска, «Диалог культур»
фото Сергей Петров