12 Июня 2024
Может ли еврей рассматриваться вне истории своего народа?
Пьеса «Парадокс скворца» израильской писательницы Майи Арад Ясур была поставлена на Малой сцене Театра Маяковского в Москве режиссером Ириной Васильевой. История еврейской девушки, которая происходит в наши дни, тесно связана с её народом. Гораздо теснее, чем хотелось бы ей, эмигрантке, выбравшей для жизни европейскую страну, и совсем не так, как казалось на первый взгляд.
Проблематика пьесы, пожалуй, в большей степени интересна европейскому читателю — там сегодня в качестве главного из геополитических конфликтов рассматривается арабо-израильское противостояние. Для нас куда актуальнее военная спецоперация на Украине (СВО). И молодой зритель (именно на него, судя по форме спектакля, рассчитывает режиссер) непременно увидит параллели событий.
Текущая ситуация нередко вызывает к жизни фантомы далёкой старины. Об одном из таких фантомов новая работа Маяковки. Действительно, где мы, а где Вторая Мировая война, но она по-прежнему выставляет нам крупные счета на оплату.
Пожалуй, главная идея пьесы — дайте человеку спокойно жить, Это призыв как к власти, так и к общественному мнению. Сам человек, который всегда является носителем исторической и генетической памяти, устремлён в настоящее и будущее своей судьбы. Мысли его далеки от клише, приписываемых ему другими. Но то тут, то там возникают гестапо и его жертвы, которые вторгаются в современность и вызывают к жизни забытую боль.
Любопытно визуально в спектакле решается вопрос о взаимодействии общества и главной героини. Она равноудаленна и от событий прошлых лет, и от своих современников. Время от времени мы видим пересечение этих плоскостей, которое вызывает у еврейской девушки горестное удивление от вовлечения в процесс оживления памяти.
Еврей не может рассматриваться вне истории своего народа, потому что помнит её на генетическом уровне. Ни один представитель какого бы то ни было народа не может забыть о своих корнях. Но оплата по счету — это дело индивидуальное.
Должники доступны, и причины их долга редко и только косвенно кроются в национальных делах. Нередко это те, кто сами разработали правила игры и знали, как их обойти, избегая ответственности и накапливая долг.
«Парадокс скворца» — это история о борьбе индивидуальности за свою личную жизнь, за своё право на самоопределение и за своё право не платить по чужим счетам.
Наталия Гопаненко, "Э-Вести"
Источник