23 Января 2023
Мера за меру: история всепобеждающей любви в Маяковке
С 18 по 21 января 2023 года в Театре Маяковского проходил показ эскизов Лаборатории игрового театра – работ молодых режиссёров, которые вложили в экспериментальные спектакли весь свой пыл. Они представили работы классиков в комедийном жанре, по-новому посмотрев на самый что ни на есть классический репертуар – пьесы Мольера и Шекспира.
Эксперименты для этого прославленного храма Мельпомены – добрая традиция; вот уже почти 10 лет здесь есть Студия-OFF. Да и постановка каждого спектакля – это всегда эксперимент. Но особенностью нынешнего театрального эксперимента молодых режиссеров стал долгий репетиционный период — почти три месяца, за которые актёрам было разрешено попробовать разные варианты решения своего персонажа, даваяя возможность «прорасти» образу в нём.
Поэтому несмотря на то, что анонсировался «эскиз», и у режиссёра, и у актёров, и у всех членов команды было время достичь профессионального уровня спектаклей.
Мне удалось посмотреть шекспировскую «Мера за меру», поставленную 25-летним Александром Золотовицким (младший сын актёров Игоря Золотовицкого и Веры Харыбиной; Александр, как и его старший брат Алексей – режиссёр). Он предложил зрителю непростую и сильную историю, которую, возможно, когда-нибудь мы увидим в репертуаре Маяковки
«Мера за Меру» эскиз Лаборатории игрового театра
Сценография Софьи Шнырёвой – это однозначно уже прет-а-порте. Красный цвет обнаженных колосников, подвесов и рампы удачно обыграны с алым помостом на сцене; они воспринимаются единым целым. Контраст красного с черным, прилетевший из Тауэра ворон на фоне полной луны в купе с тревожной мелодией, тонко отражает суть пьесы и настраивает зрителей вовсе не на комедийный жанр.
Действительно, «Мера за меру» в первом лондонском издании отнесена к комедиям, но по содержанию – это драма, несмотря на неожиданно счастливый конец. Здесь единственный безусловный комедийный персонаж – Лючио – «повеса, вздорный враль, но малый доброхотный», которого играет Роман Фомин. Хорошо играет, с большим драйвом, сохраняя при этом сложную природу образа литературного оригинала.
Сюжет истории злободневный. Аскет и ревнитель закона Анджело (само имя как-бы говорит о его праведности) наделяется безграничной властью. Он начинает судить, строго следуя букве закона «мера за меру»: прелюбодействовал – лишить головы. С тех пор в городе что ни день — то казнь.
Евгений Матвеев (Анджело) и Дмитрий Гарнов (Герцог)
Одной из «жертв системы» стал молодой Клавдио, который не спешит вести Джульетту к алтарю. Он ждёт лучших обстоятельств, а любимая-то уже на сносях… За это ловеласу не сносить головы!
Спасти брата спешит сестра Клавдио Изабелла. Мольбами и слезами благочестивая девчушка хочет смягчить приговор бездушного судьи. Тот тронут пламенем сестринской любви и предлагает… жизнь брата в обмен на её невинность!
В пьесе есть два примечательных момента – это сцена встречи Клавдио с сестрой Изабеллой, где он пытается спастись ценой её чести (но потом раскаивается); и диалог, где Анджело делает Изабелле непристойное предложение. Замечательны они своими переходами – у Клавдио: от «лучше я умру» к «а может быть это и не грех» и «прости ради Бога, за минуту слабости»; у Анджело: «страсть-похоть – влюблённость – страх – подлость». Переключения происходят буквально в мгновения ока, а последствия меняют всю жизнь.
Кирилл Кусков (Тюремщик), Роман Фомин (Лючио) и Всеволод Макаров (Клавдио)
Как ни странно, самыми интересными работами в этом эскизе мне показались не главные персонажи Анджело (Евгений Матвеев) и Изабелла (Наталья Палагушкина), которые «двигали» сюжет; особую прелесть я увидел в ролях второго плана.
Например, самая маленькая роль Эскала в блестящем исполнении Виктора Довженко. Чего стоит одна только сцена, где Анджело получает от Герцога бразды правления и советника Эскала! У роли фактически только одна сцена и пара фраз (мол, не полностью разобрался в новых своих прерогативах и «К услугам вашим я»), но как это было замечательно сыграно!
Или тюремщик, превратившийся у Кирилла Кускова в сложного персонажа, который жалеет арестанта, плачет, а вечерами по радиоприёмнику слушает не вражеские голоса, а любимую классику (возможно, «Оперный клуб»).
Эскиз по пьесе Шекспира «Мера за меру» поставил молодой режиссёр Александр Золотовицкий
Весьма колоритен был Всеволод Макаров, сумевший сыграть противоречивого Клавдио.
Александр Золотовицкий сказал, что он любит Шекспира за то, что даже его злодеев есть за что пожалеть. Это видно не только по тому, как он с актёрской командой оказывается способен огранить как главных, так и второстепенных героев, но и по тому, как великий английский драматург изменил изначальную сюжетную линию.
Шекспир расходится с оригинальной «Историей Эпитии» Чинтио, которая легла в основу его поэмы. У итальянца злодей не только получил желаемое от двойника девушки, но и казнил брата. У Шекспира он остается в живых, справедливость торжествует и даже Анджело помилован любовью покинутой им невесты Марианны. Так милосердие Нового Завета торжествует над законом Ветхого завета. Тем и велик Шекспир, тем он и притягателен для любого поколения. И Театру Маяковского в его новом успешном эксперименте удалось это показать.
Источник:
http://www.e-vesti.ru/ru/mera-za-meru-istoriya-vsepobezhdayushhej-lyubvi-v-mayakovke