Ниточку, связывающую его с Минском, Леонид Хейфец после не терял: приезжал на гастроли с Малым театром СССР, ставил «Грозу» в театре им. Я.Купалы... Но всего этого как–то непростительно мало. С моим верным армейским другом Викентием Вератилой нам ничего не оставалось делать, как проведать земляка в Москве. Тем более что и повод подоспел: премьера спектакля «Все мои сыновья» по пьесе американского драматурга Артура Миллера в Московском академическом театре им. Маяковского, где Хейфец плодотворно работает, мягко говоря, уже не первый сезон.
Собраться нам — только подпоясаться. Джентльменский набор белорусского туриста в виде «бородинского» хлеба, настойки «Беловежской» и магнитика с видом площади Победы тоже собирается быстро: пошли да купили. И вот мы уже на «олимпийке», голосуем перед дальнобойщиками, и мокрый снег хлещет нам в лицо. Но тот, кто любит театр, выдержит все напасти. И вот мы уже в эпицентре театральной жизни. Вся театральная богема пришла на премьеру к Хейфецу.
Спектакль «Все мои сыновья» идет на уютной Cцене на Сретенке. Это третья рабочая сцена «Маяковки» — очень атмосферная, больше и просторнее иных минских театральных площадок. Премьера получилась удивительно слаженной и стройной. Подлинная американская, да и не только американская трагедия, в которой интересы бизнеса подминают под себя интересы семьи. Роскошная работа художника Владимира Арефьева щепетильно воссоздает окраину американского города после налетевшего ночью урагана. Посреди сцены — огромная поваленная яблоня, за которую актеры то и дело цепляются. Как будто никак не могут выпутаться из своей семейной драмы. Заразителен и тонок Виктор Запорожский в роли отца семейства Джо Келлера, необыкновенные новые и свежие краски находит Ольга Прокофьева для своей Кэт. Массовый зритель полюбил Прокофьеву за роль эксцентричной Жанны Аркадьевны в сериале «Моя прекрасная няня». Прокофьева с честью выдержала тот марафон, в который неизбежно превращаются съемки в любом сериале, и продемонстрировала, что сериальная «пыльца» к ней не пристала. В премьере Хейфеца она берет зрителя за горло паузами, интонацией, взглядом... И даже после того как прозвучал роковой выстрел в финале, не заламывает руки, как это обычно принято в таких случаях. И от ее тихого отчаяния становится только страшнее.
То тут, то там раздаются ближе к финалу в зрительном зале всхлипы. Притих эксцентричный режиссер Андрей Житинкин с неизменными двумя парами очков — солнцезащитными и для зрения, записывает в блокнот убойный тезис критик Марина Тимашева, не упускает ни единого нюанса из происходящего на сцене актриса Татьяна Орлова, номинированная на «Золотую маску» в этом году за роли Аксиньи и Черткова в спектакле «Русский роман». Виднеется в зале и художественный руководитель театра, нордический литовец Миндаугас Карбаускис. Спектакль Леонида Хейфеца напомнил всем о первоосновах профессии, о внутренней совести. Он очень требователен прежде всего по отношению к самому себе. И то чувство правды, которое есть в премьере «Все его сыновья», сегодня в век театральной безотцовщины — на вес золота.
Добрый зритель в 9–м ряду.
«Советская Белоруссия» № 219 (25101). Вторник, 15 ноября 2016